БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР
БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР (Государственный ордена Ленинаакадеми-ческий Большойтеатр Союза С С Р)- ведущий советский музыкальный театр. История Б. т. тесно связана с развитием рус. демократич. муз. культуры, утверждением нац. реалистич. традиций оперного и балетного иск-ва. Б. т. сыграл выдающуюся роль в формировании рус. муз.-сценич. исполнительской школы. Был создан в 1776, когда моек. гу-берн. прокурор князь П. В. Урусов и его компаньон М. Е. Медокс основали труппу на основе ранее существовавшей (1766-69) моек. театр. труппы Н. С. Титова, т-ра Моск. ун-та, крепостных актеров П. В. Урусова и др. В труппу Б. т. вошли выдающиеся актеры: В. П. Померанцев, Г. В. Базилевич, А. Г. Ожогин, М. С. Синявская, И. И. и Н. Ф. Калиграф, И. М. Соколовская; позже были приняты С. Н. и Е. С. Сандуно-вы, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. В 1776-80 спектакли ставились в доме Р. И. Воронцова на Знаменке, затем было построено каменное театр. здание на углу Петровки, на месте совр. Б. т. Петровский т-р был первым в Москве постоянным т-ром. Его репертуар составляли драм., оперные и балетные спектакли. Разделения трупп не было, в оперных спектаклях принимали участие не только певцы, но и драм. актеры, нередко обладавшие и выдающимися вок. данными. Здесь шли первые рус. оперы: "Мельник-колдун,обманщик и сват" Соколовского (позже- в ред. Фомина), либр. Аблесимсва, "Несчастье от кареты" Пашкевича, либр. Княжнина, "Санктпетер-бургский гостиный двор" Матинского и др. Из 25 русских опер, написанных в 1772-82, мн. были поставлены на моек. сцене (15 из них впервые в России). Первые рус. оперы большей частью были написаны на нар. бытовые сюжеты; нек-рые из них отличались ярко выраженной антикрепостнич. направленностью. Основное ядро балетной труппы составили крепостные актеры кн. Урусова и воспитанники моек. Воспитательного дома; в нач. 90-х гг. труппа пополнилась крепостными балетными актерами графини Е. А. Головкиной. Первый балет-пантомима - "Волшебная лавка", пост. балетм. Л. Парадизом, был показан в день открытия Петровского т-ра (30 декабря 1780). В т-ре работали балетм. Ф. и К. Морелли, П. Пенюч-чи, Д. Соломони, ставившие внешне эффектные спектакли: "Притворная злость", "Туалет Венеры", "Мельник" и др. Наиболее популярны были балетные Спектакли с национальной тематикой: "Деревенская простота", "Цыганский балет", "Взятие Очакова" и др. В 1806 Петровский т-р из частного стал государственным, перейдя в ведение Дирекции императорских т-ров (крепостные актеры получили вольную). В угоду вкусам придворной аристократии Дирекция резко ограничила рус. репертуар, отдавая предпочтение поверхностно-развлекательным операм и балетам второстепенных итал. и франц. композиторов. Постановки Б. т. тех лет отличались эклектичностью стиля, отсутствием муз.-сценич. ансамбля. Консерватизм и косность Дирекции явились серьезным тормозом в художеств. развитии т-ра. Однако уже в первые десятилетия 19 в., благодаря энергии и инициативе прогрессивных деятелей рус. оперной и балетной сцены, в репертуар включаются и отечественные музыкальные произведения. Широкое признание демократич. части зрителей приобретает новый жанр - рус. опера-водевиль ("Деревенский философ" Алябьева, "Хлопотун", "Забавы калифа" Алябьева и Верстов-ского и др.), а также нар. жанровый балет-дивертисмент, построенный на театр. интерпретации нар. танца ("Семик, или Гуляние в Марьиной роще", 1815, "Свадебный сговор при возвращении ратников на родину", 1817, "Праздник жатвы", 1823, на муз. С. Давыдова, и др.). В 1-й пол. 19 в. ставятся оперы Верстовского "Пан Твардовский" (1828), "Вадим" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839) и др. Огромное значение в формировании реалистич. принципов вок.-сценич. иск-ва имели постановки в Б. т. (вслед за Петербург, т-ром) опер Глинки "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846). Появляются балеты, музыку к к-рым пишут Алябьев ("Волшебный барабан", 1827), Варламов ("Забавы султана", 1834, "Мальчик с пальчик", 1837, совм, с А. Гурьяновым) и др. В 60-х гг. Дирекция отдает Б. т. в аренду итал. антрепренеру Мерелли на 4-5 спектаклей в неделю; здесь гл. обр. идут спектакли итал. оперной труппы, вытеснившие из репертуара произв. рус. композиторов. Представители передовой рус. муз. культуры - В. Ф. Одоевский и особенно П. И. Чайковский, возглавили борьбу с "итальяноманией", призывая в своих печатных выступлениях к нац. самобытности иск-ва. Под влиянием этих выступлений в Б. т. появляются новые спектакли рус. авторов. В 1859 была поставлена опера "Русалка" Даргомыжского, в 1865 - "Юдифь" Серова, продолжавшие идейно-художественные принципы Глинки. Деятельность Чайковского, многие оперы к-рого были впервые пост. на сцене Б. т., сыграла важную роль в процессе становления передовых традиций отечественного муз.-сценич. иск-ва. Важнейшим этапом в развитии нац. традиций муз.-исполнит, культуры Б. т. явились постановки произв. композиторов "Могучей кучки": опер "Борис Годунов" Мусоргского (1888), "Снегурочка" (1893), "Ночь перед Рождеством" (1898) Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина (1898), а также опер и балетов Чайковского: "Лебединое озеро" (1877), "Евгений Онегин" (1881), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887), "Пиковая дама" (1891), "Спящая красавица" (1899) и др. В этих постановках, знаменовавших расцвет рус. оперного и балетного иск-ва, артистич. коллектив Б. т. достиг выдающихся художеств. успехов. По глубине проникновения в композиторский замысел, реалистичности исполнения и муз.-сценич. ансамблю мн. из этих спектаклей могут быть названы классическими. Одновременно с расширением рус. репертуара Б. т. последовательно осуществлял пост. лучших произв. западноевроп. композиторов. К ранее шедшим операм Моцарта, Россини, Вебера и др. добавились "Риголетто", "Аида", "Травиата" Верди, "Фауст" и "Ромео и Джульетта" Гуно, "Кармен" Визе, "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера, "Лакме" Делиба и др. История Б. т. насчитывает мн. выдающихся оперных певцов, из поколения в поколение передававших традиции рус. вок. школы; их исполнение было отмечено реализмом, вокальным актерским мастерством, глубокой содержательностью и искренностью пения. В 19 в. в Б. т. выступали А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, П. П. Булахов, А. Д. Александрова-Кочетова, Е. П. Кадмина, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов и др. Расцвет рус. вок.-исполнительской школы на сцене Б. т. до революции относится к нач. 20 в. Приход в Б. т. Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, Ф. И. Шаляпина открыл новую эпоху в истории мирового оперного искусства. Творчество этих великих артистов, обобщавшее лучшие достижения отечественной вок.-сценич. культуры, утвердило на оперной сцене идейную насыщенность муз.-сценич. образов, глубокий психологизм и одухотворенную жизненную правду. Плодотворной была работа в 1904-06 в Б. т. С. В. Рахманинова. Композитор вел борьбу за глубокое раскрытие содержания и восстановление подлинного муз. текста рус. классич. опер. Под его управлением обрели новую сценич. жизнь оперы "Иван Сусанин", "Русалка", "Борис Годунов", "Пиковая дама" и др.В Б. т. Рахманинов дирижировал также своими операми. Традиции рус. нац. балета, ведущие начало от иск-ва скоморохов, от драматич. выразительности нар. хороводов, плясок и игр, стали складываться на сцене Б. т. еще в 20-х гг. 19 в. и были связаны с деятельностью балетмейстеров А. П. Глушковского, Ф. В. Гюл-лень-Сор, танцовщ. Т. И. Ивановой-Глушковской, А. И. Ворониной-Ивановой, Д. С. Лопухиной, Т. С. Карпаковой, Е. И. Андреяновой, К. Ф. Богданова, Е. А. Санковской и др. Творчество этих мастеров, так же как и мастеров петерб. балетной сцены, снискало рус. балету славу лучшего балета в мире. Во 2-й пол, 19 в. в Б. т. работали известные балетмейстеры Ж.Перро, А. Сен-Леон, М. И/Петипа и др., танцовщики С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, позднее Л. А. Рославлева, А. А. Джури, В. Е. Поливанов, И. Н. Хлюстин и др. В балетном репертуаре Б. т. были спектакли: "Конек-Горбунок" Пуни (1864), "Дон Кихот" Минкуса (1869), "Папоротник, или Ночьпод Ивана Купала" Гербера (1867) и др. В создании оперных и балетных спектаклей участвовали дирижеры: И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер, хормейстер У. И. Авранек, художники А. М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, К. Ф. Вальц. На рубеже 19-20 вв. все резче проявляются противоречия между художеств. устремлениями передовых деятелей Б. т. и реакционной политикой Дирекции императорских т-ров (насаждавшей в репертуаре малохудожественные, эпигонские произведения), технической отсталостью и рутиной постановочной практики императорской сцены. Благодаря усилиям передовых деятелей рус. культуры в 1900-х гг. оперный репертуар Б. т. пополняется выдающимися в художеств. отношении постановками: первые исполнения опер Римского-Корсакова - "Псковитянка" (1901), "Садко" (1906), "Моцарт и Сальери" (1901) с участием Ф. И. Шаляпина, "Пан-воевода" (под управлением Рахманинова) (1905), "Золотой петушок" (под управлением Сука) (1909), "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" (1920), "Царская невеста" (1918), "Кашей бессмертный" (1917) (с участием Неждановой); новые постановки опер Глинки - "Иван Сусанин" (с участием Шаляпина и Неждановой, под управлением Рахманинова, 1904), "Руслан и Людмила" (1907); Мусоргского-"Хованщина" (1912) и др. В Б. т. ставятся новые оперные произв. рус. композиторов: "Рафаэль" Аренского (1903), "Ледяной дом" Корещенко (1900), "Франческа да Римини Рахманинова (1906) и др. Кроме Шаляпина, Собинова, Неждановой, на оперной сцене Б. т. в эти годы выступают такие выдающиеся певцы, как Г. А. Бакланов, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, А. П. Боначич, И. А. Алчевский, Е. Н. Збруева, Л. Н. Балановская и др. В 1900-х гг. в балетную труппу Б. т. приходит балетм. А. А. Горский, к-рый развил традиции русского балета и сблизил его с драматич. иск-вом. Совместно с Горским работал В. Д. Тихомиров - танцовщик и балетмейстер, воспитавший целое поколение танцовщиков. В этот период в балетной труппе Б. т.: Е. В. Гельцер, А. М. Балашова, С. Ф. Федорова, А.Д. Булгаков, В. А. Рябцев, М. М. Мордкин, В. А. Коралли, М. П. Кандаурова, М. Р. Рейзен, позднее Л. П. Жуков/В. В. Кригер, А. И. Абрамова, Л. М. Банк, И. В. Смольцов, В. В. Смольцов и др. В годы реакции, последовавшей после поражения революции 1905, углубляются противоречия между прогрессивным художественным методом мастеров Б. т. и зависимостью театра от императорского двора, к-рые приводят к тому что Б. т. временами утрачивает ведущее положение в муз.-театральной жизни страны, уступая его в эти годы Частной опере Мамонтова. Великая Октябрьская революция определила дальнейший творческий расцвет Б. т., к-рый занял видное место в культурной жизни страны как ведущий оперный и балетный т-р. Нар.-реалистич. традиции, сложившиеся в творчестве мастеров Б. т. на протяжении мн. десятилетий, получили широкое развитие, обогатились новым идейным содержанием и послужили основой дальнейшего подъема иск-ва Б. т. В годы гражданской войны, благодаря вниманию и заботам партии. Советского правительства и лично В. И. Ленина, была полностью сохранена труппа Б. т., созданы благоприятные условия для ее творческой работы. В 1920 т-ру было присвоено звание академического. В 1924 в помещении б. Частной оперы Зимина был открыт филиал Б. т. Одной из важнейших задач Б. т. явилось новое, совр., реалистич. раскрытие произв. рус. и западноевроп. классич. оперного и балетного наследия. С первых же послереволюц. лет оперы и балеты Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римско-го-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Глазунова заняли прочное место в репертуаре Б. т. Больших успехов достиг коллектив т-ра в интерпретации выдающихся произведений зап.-европ. композиторов - Вагнера ("Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Валькирия"), Верди ("Отелло", "Трубадур"), Бизе ("Кармен"), Мейербера ("Гугеноты"), Массне ("Манон") и др. Новые постановки классич. опер на сов. сцене отличались большей идейной наполненностью, глубоким осмыслением драматургии произведения, созданием цельного муз.-сценич. ансамбля единого по замыслу спектакля. Постановки в Б. т. опер "Иван Сусанин" Глинки (1939, 1945), "Борис Годунов" (1948), "Хованщина" (1950) Мусоргского и "Садко" Римского-Корсакова (1949) дали новую сценическую жизнь этим произведениям. Продолжая работу над лучшими образцами зап.-европ. оперной классики, Б. т. осуществил постановки опер: "Аида" Верди (1922), "Фиделио" Бетховена (1954), "Свадьба Фигаро" Моцарта (1926), "Фра-Дьяволо" Обера (1923), "Вертер" Массне (1923), "Богема" Пуччини (1923), "Паяцы" Леонка-валло (1923), "Сельская честь" Масканьи (1957) и др. Особое место в репертуаре т-ра заняли произв. композиторов-классиков Чехословакии, Польши, Венгрии: "Проданная невеста" Сметаны (1948), "Галька" Монюш-ко (1949), "Банк-бап" Эркеля (1959), "Ее падчерица" Яначека (1958). С начала 20-х гг. Б. т. работает над сценич. воплощением произв. сов. композиторов. На его сцене были впервые поставлены оперы сов. авторов: "Прорыв" Потоцкого (1930), "Декабристы" Золотарева (1925), "Тупейный художник" Шишова (1929), "Сын солнца" Василенко (1929), "Загмук" Крейна (1930), "Мать" Желобинского (1933), "Бэла" АН. Александрова (1946) и др. Особенно большое значение в творческой истории Б. т. сыграли постановки опер "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Броненосец "Потемкин"" Чишко (1938), "Декабристы" Шапорина (1953), "Мать" Хренникова (1957), "Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Война и мир" Прокофьева (1959). На сцене Б. т. и его филиала шли также классич. оперы композиторов братских народов СССР: "Адмаст" (1930) Спендиарова и "Абесалом и Этерп" Палиашвили (1939). Исполнительская культура оперной труппы Б. т. в годы Советской власти представлена именами нар. арт. РСФСР Л. В. Собинова, нар. арт. СССР А. В. Неждановой, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, Е. А. Степановой, И. С. Козловского, А. С. Пирогова, М. О. Рейзена, М. Д. Михайлова, С. Я. Лемешева, Н. С. Ханаева, Г. М. Нэлеппа, А. П. Иванова, П. Г. Лисициана, А. Ф. Кривченн, И. И. Петрова, нар. арт. РСФСР Л. Ф. Савранского, Н. Н. Озерова, Е. Д. Кругликовой, Н. Д. Шпиллер, М. П. Максаковой, В. А. Давыдовой, И. И. Масленниковой, В. М. Фирсовой, Е. В. Шумской, В. И. Бо-рисенко, П. Н. Норцова, А. И. Батурина, П. И. Селиванова, А. П. Огнивцева, Л. И. Масленниковой, засл. арт. РСФСР Г. П. Вишневской, И. К. Архиповой, Л. И. Авдеевой, Г. В. Олейниченко, Е. Г. Киб-кало и др. В сов. время балетный коллектив Б. т. осуществил постановки выдающихся произведений рус. и мировой балетной классики. На его сцене были пост. балеты Чайковского и Глазунова, Рахманинова и Делиба. В 20-х гг. осуществляется ряд постановок новых балетов, в том числе "Стенька Разин" на музыку Глазунова (1918). Значит, этапами в истории сов. хореографии были пост. балетов советских композиторов: "Красный мак" ("Р?расный цветок") (1927, 1949) Глиэра, "Пламя Парижа" (1933) и "Бахчисарайский фонтан" (1936) Асафьева, "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1946). Слава балета Б. т. связана с именами нар. арт. СССР Г. С. Улановой, О. В. Лепешин-ской, Р. С. Стручковой, М. М. Плисецкой, нар. арт. РСФСР и БССР А. Н. Ермолаева, нар. арт. РСФСР М. Т. Семеновой, М. М. Габовича, А. М. Мессерера, засл. арт. РСФСР С. М. Кореня, Ю. Г. Кондратова, Ю. Г. Жданова, Н. Б. Фадеечева, Н. В. Тимофеевой и др. Дирижерское искусство Б. т. представлено именами нар. арт. СССР Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, А. М. Пазовского, Л. П. Штейнберга, А. Ш. Мелик-Пашаева, Ю. Ф. Файера, нар. арт. РСФСР В. В. Небольсина, Б. Э. Хайкина, засл. арт. РСФСР Г. Н. Рождественского, Е. В. Светланова и др. В оперной режиссуре Б. т. - засл. арт. РСФСР В. А. Лосский, нар. арт. СССР Н. В. Смолич, нар. арт. РСФСР Л. В. Баратов, нар. арт. РСФСР и БССР Б. А. Покровский. Постановки балетных спектаклей осуществлены засл. арт. РСФСР А. А. Горским, нар. арт. РСФСР Л. М. Лавровским, В.И. Вайпоненом, нар. арт. РСФСР и Каз. СОР Р. В. Захаровым и др. Постановочную культуру Б. т. определяет художественно-декорационное оформление нар. худ. СССР Ф. Ф. Федоровского, засл. деят. иск. П. В. Впльям-са, В. В. Дмитриева, нар. худ. РСФСР В. Ф. Рын-дина и др. Выдающиеся постановки Б. т. и многие его деятели отмечены Сталинскими премиями. Нар. арт. СССР Г. С. Уланова удостоена звания лауреата Ленинской премии. Высокого мастерства достиг оркестр Б. т., ставший одним из лучших в мире. За последние годы значительно возросли зарубежные связи Б. т. С огромным успехом прошли гастроли балетной труппы Б. т. в Англии, Франции, ФРГ, Бельгии, США и Канаде, Японии, Египте, КНР и др. странах. Ведущие артисты оперы и балета Б. т. выступали почти во всех странах мира. В свою очередь на сцене Б. т. за последние годы выступали балетный коллектив "Гранд-Опера" (Париж) и ведущие солисты зарубежных оперных т-ров. Б. т. - одно из лучших театральных зданий в мире по монументальности и красоте архитектуры и образцовому внутреннему устройству. В первоначальном виде оно было построено в 1824 на месте старого Петровского т-ра, сгоревшего в 1805 (арх. О. II. Бове частично использовал проект арх. А. А. Михайлова). Тогда же т-р получил название Большого Петровского. В 1853 пожаром были уничтожены все внутренние помещения Б. т. Здание было восстановлено в значительно измененном виде арх. А.К. Кавосом, и т-р открыт в 1856. Совр. здание Б. т. представляет собой главное сооружение архитектурного ансамбля площади имени Свердлова (Театральной). По внутреннему устройству Б. т. состоит из пятиярусного зрительного зала, вмещающего более 2100 зрителей и отличающегося высокими акустическими качествами [длина зала (от оркестра до задней стены) - 25 л, ширина - 26,3 4, высота - 21 м\. Портал сцены Б. т.-20,5х17,8 м, глубина сцены - 23,5 м, Здание Б. т. является местом, где отмечаются выдающиеся события общественно-политической жизни советского народа. В его стенах происходили партийные съезды, торжественные заседания, посвященные празднованию годовщин Великой Октябрьской сопиалистической революции. Репертуар театра с октября 1917 года (новые постановки). Оперы 1917 16 декабря: "Самсон и Далила" Сен-Санса (дирижер Купер, реж. Шкафер, худ. Коровин, Вальц, Яковлев, балетм. Горский). 1918 6 января: "Дубровский" Направника (дирижер Сук, реж. Василевский, худ. Вальц); 26 октября: "Золото Рейна" Вагнера (дирижер Купер, реж. Лосский, худ. Коровин). 1919 10 января: "Ночь перед Рождеством" (дирижер Федоров, реж. Петровский, худ. Коровин, балетм. Горский); 22 февраля: "Тангейзер" (дирижер Купер, реж. Лосский, худ. Вальц, балетм. Горский); 24 апреля: "Валькирия" Вагнера (дирижер Сук, реж. Лосский, худ. Коровин). 1920 23 апреля: "Князь Игорь" (дирижер Голованов, реж. Санин, худ. Коровин, балетм. Горский). 1921 17 ноября: "Евгений Онегин" (дирижер Голованов, реж. Петровский, худ. Булатников, балетм. Жуков). 1922 7 мая: "Манон" Массне (дирижер Небольсин, реж. Петровский, декорации сборные); 13 мая: "Кармен" (дирижер Сук, реж. Санин, худ. Федоровский, балетм. Горский); 6 октября "Аида" (дирижер Сук, реж. Лосский, худ. Кольбе, балетм. Рябцев). 1923 3 января: "Фра-Дьяволо" Обера (дирижер Небольсин, реж. Лосский, худ. Меньшутин); 27 января: "Ночь перед Рождеством" (дирижер Голованов, реж. Петровский, худ. Коровин, балетм. Тихомиров); 29 марта: "Лоэнгрин" (дирижер Сук, реж. Лосский, худ. Федоровский); 1 апреля: "Вер-тер" (дирижер Шейдлер, реж. Станиславский, декорации сборные); 1 ноября: "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (дирижер Небольсин, реж. Нардов, худ. Сапегин); 1 ноября: "Паяцы" (дирижер Небольсин, реж. Нардов, худ. Сапегин); 17 ноября: "Богема" (дирижер Небольсин, реж. Нардов, худ. Коровин). 1924 5 апреля: "Фауст" (дирижер Пазовский, реж. Лосский, худ. Федоровский, балетм. Жуков). 1925 10 января: "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (дирижер Голованов, реж. Петровский, худ. Соколов, балетм. Рябцев); 28 мая: "Король забавляется" ("Риголетто") Верди (дирижер Штейман, реж. Лапицкий, худ. Курил-ко, балетм. Лащилин); 11 июня: "Саломея" Р. Штрауса (дирижер Сук, реж. Лапицкий, худ. Курилко, балетм. Лащилин); 6 декабря: "Валькирия" Вагнера (дирижер Пазовский, реж. Лосский и Нардов, худ. Сапегин и Петровский); 26 декабря: "Декабристы" Золотарева (дирижер Ипполитов-Иванов, реж. Петровский, худ. Сапегин, Петровский, Меньшутин). 1926 2 апреля: "Майская ночь" Римского-Корсакова (дирижер Голованов, реж. Петровский, худ. Лавдовский, балетм. Лащилин); 25 мая: "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (дирижер Сук, реж. Раппопорт, худ. Коровин, Клодт, Васнецов). 1927 18 января: "Борис Годунов (дирижер Пазовский, реж. Лосский, худ. Федоровский); 19 мая: "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева (дирижер Голованов, реж. Дикий, худ. Рабинович). 1928 17 мая: "Хованщина" (дирижер Сук, реж. Лапицкий, худ. Курилко, балетм. Лащилин). 1929 25 января: "Нюрнбергские мастера пения" ("Нюрнбергские мейстерзингеры") Вагнера (дирижер Штейнберг, реж. Лапицкий, худ. Федоровский, балетм. Лащилин); 24 марта: "Тупейный художник" Шишова (дирижер Ипполитов-Иванов, реж. Нардов, Петровский, худ. Сапегин, балетм. Лащилин); 24 мая: "Сын солнца" Василенко (дирижер Василенко, реж. Шарашидзе, худ. Макаров). 1930 5 января: "Прорыв" Потоцкого (дирижер Чугунов, реж. Петровский, худ. Сапегин, балетм. А. Мессерер); 27 апреля: "Тоска" (дирижер Савич, реж. Петровский, худ. Лужецкий); 23 июня: "Алмаст" Спендиарова (дирижер Штейнберг, реж. Шарашидзе, худ. Макаров); 29 мая: "Загмук" Крейна (дирижер Небольсин, реж. Смолич, худ. Соколов, балетм. Моисеев); 6 ноября: "Вышка Октября" Яворского (дирижер Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Макаров, балетм. Лащилин, Че-крыгин). 1931 29 января: "Руслан и Людмила" (дирижер Голованов, ре/к. Смолич, худ. Соколов, балетм. Чекрыгин); 27 мая: "Пиковая дама" (дирижер Голованов, реж. Смолич, худ. Дмитриев, балетм. Чекрыгин); 4 июня: "Царская невеста" (дирижер Голованов, реж. Нардов, худ. Федоровский, балетм. Долин-ская); 13 июня: "Русалка" (дирижер Чугунов, реж. Церетели, худ. Федоровский); 12 декабря: "Турандот" Пуччини (дирижер Штейнберг, реж. Баратов, худ. Рабинович, балетм. Моисеев). 1932 16 января: "Золотой петушок" (дирижер Голованов, реж. Смолич, худ. Федоровский, балетм. Чекрыгин); 25 марта: "Отелло" Верди (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Смолич, худ. Соколов, балетм. Чекрыгин); 6 октября: "Псковитянка" Римского-Корсакова (дирижер Кубацкий, реж. Баратов, худ. Федоровский); 14 ноября: "Богема" (дирижер Штейнберг, реж. Церетели, худ. Коровин); 23 декабря: "Демон" (дирижер Кубацкий, реж. Шарашидзе, худ. Коровин, балетм. Моисеев). 1933 31 марта: "Четыре деспота" Э. Вольф-Феррари (дирижер Небольсин, реж. Шаращидзе, худ. Кончаловский, балетм. Чекрыгин); 24 апреля: "Евгений Онегин" (дирижер Кубацкий, реж. Баратов, худ. Рабинович, балетм. Чекрыгин); 6 сентября: "Травиата" (дирижер Небольсин, реж. Нардов. худ. Федоров); 12 октября: "Риголетто" (дирижер Погребов, реж. Шарашидзе, худ. Базурин); 15 декабря: "Трубадур" Верди (дирижер Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Бобышов). 1934 19 января: "Князь Игорь" (дирижер Голованов, реж. Баратов, худ. Федоровский, балетм. Голейзовский); 14 мая: "Мазепа" Чайковского (дирижер Штейнберг, реж. Баратов, худ. Иванов); 23 мая: "Гугеноты" Мейербера (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Смолич, худ. Рабинович, балетм. Мессерер); 12 декабря: "Лакме" Делиба (дирижер Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Макаров, балетм. Тихомиров). 1935 9 января: "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (дирижер Голованов, реж. Нардов, худ. Коровин и Федоров); 25 апреля: "Садко" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Лосский, худ. Федоровский, балетм. Тихомиров); 23 октября: "Севильский цирюльник" (дирижер Штейнберг, реж. Баратов, худ. Макаров); 26 декабря: "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (дирижер Мелик-Пашаев, худ. Дмитриев, реж. Смолич). 1936 25 марта: "Тихий Дон" (дирижер Голованов, реж. Смолич, худ. Федоровский, балетм. Гусев); 24 апреля:"Дуб-ровский" Направника (дирижер Кубацкий, реж. Баратов, худ. Рабинович, балетм. Чекрыгин); 20 ноября: "Кармен" (дирижер Клейбер, реж. Домбровский и Квалиашвили, худ. Дмитриев, балетм. Моисеев); 17 ноября: "Свадьба Фигаро" (дирижер Штидри, реж. Зон, худ. Штоффер, балетм. Чесноков). 1937 31 января: "Русалка" (дирижер Небольсин, реж. Раппопорт, худ. Федоровский, балетм. Никитина, Радунский); 14 июня: "Руслан и Людмила" (дирижер Самосуд, реж. Самосуд, Захаров, худ. Ходасевич, балетм. Захаров); 7 мая: "Демоны дирижер Штейнберг, реж. Шарашидзе, худ. Николаев, балетм. Лопухов); 16 мая: "Царская невеста" (дирижер Штейнберг, реж. Раппопорт, худ. Кустодиев); 7 октября: "Травиата" Верди (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Квалиашвили, худ. Эрдман, балетм. Чекрыгин); 23 октября: "Поднятая целина" (дирижер Самосуд, реж. Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров). 1938 5 января: "Броненосец Потемкин" Чишко (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Судаков, худ. Рабинович, балетм. Цап-лин); 15 октября: "Фауст" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Мордвинов, худ. Федоров, Кольбе, Самохвалов, балетм. Цаплин). 1939 27 февраля: "Иван Сусанин" (дирижер Самосуд, реж. Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров); 25 марта: "Мать" Желобинского (дирижер Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Волков, балетм. Глан); 19 июня: "Абесалом и Этери" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Симонов, худ. Рындин, балетм. Джавришвили); 25 ноября: "Хованщина" (дирижер Штейнберг, реж. Раппопорт, худ. Юон, балетм. Долинская). 1940 16 февраля: "Аида" (дирижер Штейнберг, реж. Домбровский, худ. Кольбе, балетм. Долинская); 7 мая: "Иоланта" Чайковского (дирижер Самосуд, реж. Шарашидзе, худ. Штоффер); 21 ноября: "Валькирия" Вагнера (дирижер Небольсин, реж. Эйзенштейн, худ. Вильяме). 1941 14 января: "Черевички" Чайковского (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Симонов, худ. Петрицкий, балетм. Вайно-нен); 13 февраля: "Хованщина" (дирижер Небольсин, реж. Раппопорт, худ. Юон, балетм. Долинская). 1942 8 ноября: "Вильгельм Телль" Россини (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Захаров, худ. Вильяме). 1943 ,4 ноября: "В огне" ("Под Москвой") Кабалевского (дирижер Самосуд, реж. Покровский, худ. Волков). 1944 19 января: "Князь Игорь" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Лосский, худ. Федоровский, балетм. Голейзовский); 23 марта: "Царская невеста" (дирижер Штейнберг, реж. Покровский, худ. Кустодиева, балетм. Вайнонен); 2 мая: "Севильский цирюльник" (дирижер Небольсин, реж. Захаров, худ. Макаров); 28 июня: "Евгений Онегин" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Вильяме); 23 сентября: "Травиата" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Квалиашвили, худ. Эрдман); 22 октября: "Пиковая дама" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Баратов, худ. Дмитриев, балетм. Долинская); 23 декабря: "Русалка" (дирижер Штейнберг, реж. Лосский, худ. Федоровский). 1945 10 января: "Иван Сусанин" (дирижер Пазовский, реж. Баратов, худ. Вильяме, балетм. Захаров); 28 апреля: "Риголетто" (дирижер Кондрашин, реж. Шарашидзе, худ. Волков); 14 июня: "Кармен" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Симонов, худ. Кончаловский, балетм. Корень); 14 декабря: "Ромео и Джульетта" Гуно (дирижер Небольсин, реж. Соковнин, худ. Козлинский). 1946 10 декабря: "Бэла" Александрова (дирижер Кондрашин, реж. Покровский, худ. Дмитриев). 1947 1 января: "Майская ночь" Римского-Корсакова (дирижер Небольсин, реж. Покровский, худ. Мазанов); 7 ноября: "Великая дружба" Мурадели (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Федоровский). 1948 21 февраля: "Вражья сила" Серова (дирижер Кондра-шин, реж. Покровский, худ. Дмитриев); 12 мая: "Дубровский" Направника (дирижер Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Петровский); 20 мая: "Руслан и Людмила" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. и балетм. Захаров, худ. Дмитриев); 26 октября: "Проданная невеста" Сметаны (дирижер Кондрашин, реж. Покровский, худ. Дмитриев, балетм. Вайнонен); 16 декабря: "Борис Годунов" Мусоргского (дирижер Голованов, реж. Ба-ратов, худ. Федоровский, балетм. Лавровский). 1949 29 марта: "Фауст" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Смо-лич, худ. Штоффе, балетм. Лавровский); 29 апреля: "Садко" (дирижер Голованов, реж. Покровский, худ. Федоровский, балетм. Лавровский; 10 июня: "Мазепа" Чайковского (дирижер Небольсин, реж. Баратов, худ. Коровин и Федоров); 29 июня: "Чио-Чио-сан" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Дом-бровский, худ. Сапегин, Петровский); 5 ноября: "Галька" Монюшко (дирижер Кондрашин, реж. Покровский, худ. Сапегин, Петровский); 31 декабря: "Лакме" Делиба (дирижер Небольсин, реж. Домбровский, худ. Самохвалов, Федоров, балетм. А. Мессерер). 1950 13 апреля: "Хованщина" (дирижер Голованов, реж. Баратов, худ. Федоровский, балетм. Корень), 5 июня: "Дон Жуан" (дирижер Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Силич); 6 ноября: "Морозко" Красева (дирижер Григоров, реж. Македонская, худ. Старженецкая). 1951 16 января: "От всего сердца" Жуковского (дирижер Кондрашин, реж. Покровский, худ. Соколов-Скаля); 22 марта: "Севильский цирюльник" (дирижер Григоров, реж. Сушко, худ. Лужецкий); 26 декабря: "Аида" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Старженецкая, балетм. Захаров). 1952 9 марта: "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (дирижер Жуков, реж. Баратов, худ. Чемодуров, балетм. Захаров). 1953 4 января: "Псковитянка" Римского-Корсакова (дирижер Жуков, реж. Баратов, худ. Федоровский); 5 февраля: "Кармен" (дирижер Небольсин, реж. Захаров, худ. Петровский); 16 мая: "Демон" (дирижер Жуков, реж. Шарашидзе, худ. Старженецкая, балетм. Вайнонен); 23 июня: "Декабристы" Шапорина (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Охлопков, худ. Петрицкий, Старженецкая, балетм. Лавровский); 30 декабря: "Травиата" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Рындин). 1954 2 июня: "Фиделио" ("Леонора") Бетховена (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Константиновский); 30 декабря: "Снегурочка" (дирижер Кондрашин, реж. Покровский, худ. Рындин). 1955 29 марта: "Фра-Дьяволо" Обера (дирижер Хайкин, реж. Ансимов, худ. Козлинский); 26 ноября: "Никита Вершинин" Кабалевского (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Баратов, худ. Рындин); 29 декабря: "Царская невеста" (дирижер Светланов, реж. Петров, худ. Федоровский, Федоровская). 1956 27 января: "Свадьба Фигаро" (дирижер Хайкин, реж. Покровский, Ансимов, худ. Рындин); 27 апреля: "Франческа да Римини" Рахманинова (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Константиновский); 8 декабря: "Богема" (дирижер Семков, реж. Ансимов, худ. Доррер). 1957 5 марта: "Сельская честь" Масканьи (дирижер Небольсин, реж. Шароев, худ. Клементьев); 31 марта: "Паяцы" (дирижер Небольсин, реж. Петров, худ. Пименов); 5 июня: "Вер-тер" (дирижер Жуков, реж. Лемешев, худ. Волков); 24 июля: "Укрощение строптивой" Шебалина (дирижер Халабала, реж. Ансимов, худ. Клементьев); 26 октября: "Мать" Хренникова (дирижер Хайкин, реж. Охлопков, худ. Рындин). 1958 5 апреля: "Чародейка" Чайковского (дирижер Светланов, реж. Баратов, худ. Федоровский, Федоровская); 6 декабря: "Ее падчерица" Яначека (дирижер Халабала, реж. Лингарт, худ. Сволинский, балетм. Немечек). 1959 17 января: "Сказка о царе Салтане" (дирижер Небольсин, реж. Ансимов, худ. Клементьев); 22 апреля: "Банк-бан" Эркеля (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский и Петров, худ. Рындин); 19 июня: "Джалиль" Жиганова (дирижер Хайкин, реж. Покровский, Миллер, худ. Рындин); 15 декабря: "Война и мир" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Рындин, балетм. Захаров). 1960 25 июня: "Риголетто" (дирижер Мелик-Пашаев, реж. Петров, худ. Мукосеева); 8 октября: "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (дирижер Эрмлер, реж. Ансимов, худ. Золотарев). 1961 9 февраля: "Фауст" (дирижер Хайкин, реж. Симонов, худ. Рындин, балетм. Лавровский). Балеты 1918 18 февраля: "Раймонда" (дирижер Аренде, балетм, Горский, худ. Коровин); 6 ноября: "Стенька Разин" на музыку Глазунова (дирижер Аренде, балетм. Горский, худ. Кон-чаловский). 1919 21 мая: "Щелкунчик" (дирижер Федоров, балетм* Горский, худ. Коровин). 1920 29 февраля: "Лебединое озеро" (дирижер Аренде, реж. Немирович-Данченко, балетм. Горский, худ. Арапов). 1921 6 февраля: "Петрушка" Стравинского (дирижер Голованов, балетм. Рябцев, худ. Бенуа). 1922 19 февраля: "Лебединое озеро" (дирижер Аренде, балетм. Горский, худ. Арапов). 1923 31 января: "Баядерка" Минкуса (дирижер Файер, балетм. Горский, Тихомиров, худ'. Коровин); 9 мая: 1) "Грот Венеры" (балетная сцена из оперы "Тангейзер" Вагнера) (дирижер Голованов, балетм. Горский, худ. Федоровский); 2) "Испанское каприччио" Римского-Корсакова (дирижер Голованов, балетм. Жуков, худ. Федоровский); 16 декабря: "Шехера-зада" Римского-Корсакова (дирижер Голованов, балетм. Жуков, худ. Сапегин). 1924 12 сентября: "Коппелия" Делиба (дирижер Фанер, балетм. Горский, худ. Вальц); 21 декабря: "Миллионы Арлекина" Дриго (дирижер Файер, балетм. Рябцев, худ. Лентулов). 1925 3 марта: "Иосиф Прекрасный" Василенко (дирижер Василенко, балетм. Голейзовский, худ. Эрдман). 1926 7 февраля: "Эсмеральда" (дирижер Файер, балетм. Тихомиров, худ. Курилко). 1927 14 июня: "Красный мак" (дирижер Файер, балетм. Тихомиров, Лащилин, худ. Курилко); 6 ноября: "Смерч" Бера (дирижер Файер, балетм. Голейзовский, худ. Мусатов). 1928 20 ноября: "Карнавал" Василенко (дирижер Файер, балетм. Голейзовский, худ. Коровин). 1930 30 марта: "Футболист" Оранского (дирижер Файер, балетм. Лащилин, Моисеев, худ. Федоров). 1931 5 апреля: "Комедианты" Глиэра (дирижер Файер. балетм. Чекрыгин, худ. Эрдман). 1932 27 января: "Шопениана" (дирижер Файер, балетм. Фокин, худ. Коровин); 18 апреля: "Щелкунчик" (дирижер Фанер, балетм. Чекрыгин" Монахов, худ. Памфилов); 14 июня: "Саламбо" Арендса (дирижер Файер, балетм. Моисеев, худ. Соколов); 4 декабря: "Тщетная предосторожность" Гертеля (дирижер Файер, балетм. Долинская, худ. Самохвалов). 1933 6 апреля: "Пламя Парижа" (дирижер Файер, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев); 12 октября: "Раймонда" (дирижер Файер, балетм. Горский, худ. Коровин). 1934 21 марта: "Жизель" (дирижер Файер, балетм. Монахов, худ. Макаров). 1935 1 марта: "Три толстяка" Оранского (дирижер Файер, балетм. Моисеев, худ. Матрунин); 30 ноября: "Светлый ручей" Шостаковича (дирижер Файер, балетм. Лопухов, худ. Дмитриев). 1936 11 июня: "Бахчисарайский фонтан" (дирижер Файер, балетм. Захаров, худ. Ходасевич); 20декабря: "Спящая красавица" (дирижер Файер, балетм. А. Мессерер, Чекрыгин, худ. Рабинович). 1937 16 мая: "Лебединое озеро" (дирижер Файер, балетм. Горский, А. Мессерер, Долинская, худ. Федоров и Самохвалов); 6 июня: "Аистенок" Клебанова (дирижер Файер, балетм. Радунский, Попко, Поспехин, худ. Макаров, Дьячкова, Зимин). 1938 20 апреля: "Кавказский пленник" Асафьева (дирижер Файер, балетм. Захаров, худ. Вильяме). 1939 28 апреля: "Щелкунчик" (дирижер Файер, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев); 20 декабря: "Светлана" Клебанова (дирижер Файер, балетм. Радунский, Попко, Поспехин, худ. Макаров). 1940 10 февраля: "Дон Кихот" Минкуса (дирижер Файер, балетм. Горский, Захаров, Голейзовский, худ. Рындин). 1941 26 марта: "Тарас Бульба" Соловьева-Седого (дирижер Файер, балетм. Захаров, худ. Петрицкий). 1942 16 сентября: "Алые паруса" Юровского (дирижер Ройт-ман, балетм. Радунский, Попко, Поспехин, худ. Вильяме, Петровский). 1944 30 августа: "Жизель" (дирижер Файер, балетм. Лавровский, худ. Волков). 1945 7 апреля: "Раймонда" (дирижер Файер, балетм. Лавровский, худ. Кабуладзе); 21 ноября: "Золушка" (дирижер Файер, балетм. Захаров, худ. Вильяме); 28 декабря: "Тщетная предосторожность" Гертеля (дирижер Файер, балетм. А. Мессерер, Долинская, худ. Самохвалов, Федоров). 1946 11 января: "Шопениана" (дирижер Файер, балетм. Лавровский, худ. Дмитриев); 14 марта: "Барышня-крестьянка" Асафьева (дирижер Сахаров, балетм. Захаров, худ. Лансере); 28 декабря: "Ромео и Джульетта" (дирижер Файер, балетм. Лавровский, худ. Вильяме). 1947 9 апреля: "Пламя Парижа" (дирижер Файер, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев). 1948 4 июня: "Конек-Горбунок" Пуни [дирижер Файер, балетм. Горский (балет восстановили Никитина, Радунский, Поспехин, худ. Коровин, Федоров)]. 1949 16 января: "Мирандолина" Василенко (дирижер Сахаров, балетм. Вайнонен, худ. Шифрин); 7 мая: "Коппелия" Делиба (дирижер Файер, балетм. Долинская, Радунский, худ. Силич); 27 июня: "Медный веадник" (дирижер Файер, балетм. Захаров, худ. Бобышов); 30 декабря: "Красный мак" (дирижер Файер, балетм. Лавровский, худ. Курилко); с 24 ноября 1957 спектакль шел под названием "Красный цветок"" 1952 9 апреля: "Спящая красавица" (дирижер Файер, ба-летм. А. Мессерер, Габович, худ. Оболенский); 20 июня: "Фа-детта" Делиба (дирижер Дугашев, балетм. Лавровский, худ. Старженецкая). 1954 12 февраля: "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (дирижер Файер, балетм. Лавровский, худ. Старженецкая). 1955 29 января "Шурале" Яруллина (дирижер Дугашев, балетм. Якобсон, худ. Мильчин). 1956 19 февраля: "Лауренсия" (дирижер Файер, балетм. Чабукнани, худ. Рындин). 1957 22 мая: "Гаянэ" Хачатуряна (дирижер Файер, балетм. Вайнонен, худ. Рындин). 1958 11 марта: "Спартак" Хачатуряна (дирижер Файер, балетм. Моисеев, худ. Константиновский). 1959 21 января: 1) "Времена года" Глазунова (дирижер Жемчужин, балетм. Варламов, худ. Клементьев); 2) "Петя и Волк" Прокофьева (дирижер Жемчужин, балетм. Варламов, худ. Клементьев); 3) "Танцевальная сюита" Шостаковича (диСижер Жемчужин, балетм. Варламов, худ. Клементьев). марта: "Каменный цветок" Прокофьева (дирижер Файер, балетм. Григорович, худ. Вирсаладзе); 27 июня: "Тропою грома" Кара Караева (дирижер Светланов, балетм. Сергеев, худ. Доррер). 1960 4 марта: "Конек-Горбунок" Щедрина (дирижер Рождественский, балетм. Радунский, худ. Волков); 7 апреля: "Паганини" на музыку Рахманинова (дирижер Светланов, балетм. Лавровский, худ. Рындин). Лит.: Государственный ордена Ленина Академический Большой Театр Союза ССР, М., 1947; П о г о ж е в В., Опыт краткого исторического обзора организации императорских театров с 1756 г. по 1881 г., в кн.: Проект законоположений об императорских театрах, т. 3, СПБ, 1900; его же, Столетие организации императорских театров (Опыт исторического обзора), вып. 1, кн. 1-3, СПБ, 1906-08; Михайловский В. А., Хроника императорских московских театров, "ЕИТ", СПБ, 1914-15 (приложения); Список балетов, данных на императорских московских театрах, "ЕИТ". Сезон 1900-01, СПБ, 1901 (приложение 2); Дмитриев Н. (Н. Д. Кашкин), Оперная сцена Московского имп. театра, М., 1897; Арапов П. Н. и Раппольт А., Драматический альбом, М., 1850; Большой Московский театр и обозрение событий, предшествовавших основанию правильного русского театра, М., 1857; Яковлев В. В., Московская оперная сцена в сороковых годах, в сб.: Временник Русского театрального общества, т. 1, М., 1924; Чаянова О., Торжество муз. Памятка исторических воспоминаний к столетнему юбилею Московского Большого театра. 1825-1925, M., 1925; е е ж е, Театр Маддокса в Москве. 1776-1805, М., 1927; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.-Л., 1940; Рахманинов и оперный театр. [Сб.], М., 1947; Большой театр Союза ССР, М., 1952; Шавердян А., Большой театю СССР, М., 1954; Большой театр СССР (сборник), М., 1957; Большой театр СССР. Опера. Балет. Сб. статей, М., 1958.