БРАМ
										БРАМ (Brahm) [наст. фам.- Абрамзон (АЬ-rahamsohn)], OTTO (5.II. 1856, Гамбург,-28.XI. 1912, Берлин) - немецкий режиссер,  критик,  театральный деятель. Основоположник нем. сценич. натурализма. Родился  в  бюргерской семье. Обучался в Берлинском, Гей-дельбергском и Страсбург-ском  ун-тах, где изучал лит-ру и философию. С 1879 в течение десяти лет выступал  как лит.  и  театр.  критик,  написал  серию  монографий  о  драматургии  и драматургах. В 1889 с группой критиков и журналистов основал  в  Берлине "Свободный т-р" по образцу парижского "Свободного т-ра" А.  Антуана.  Не имея собственного помещения, коллектив давал спектакли в ряде берлинских т-ров, гл. обр. в "Лессинг-театре". Программными работами первого сезона были  пост.  Б.-  "Привидения"  Ибсена  (29  сент.  1899  на  открытии "Свободного  т-ра")  и  "Перед  восходом  солнца"  Гауптмана.  В  этих спектаклях и в пост. затем пьесах  Ибсена,Гауптмана,  Гольца,  Золя,  Л. Толстого  и  др.  получил  художеств.  воплощение  прокламированный  Б. манифест натурализма. Б. отстаивал  главенствующую  роль  драматургии  в т-ре;  выступал  против  помпезности,  декламационной  манеры  игры, премьерства, господствовавших на придворной сцене, направлял свои усилия на создание театра-ансамбля, утверждал, что в т-ре все должно быть,  как в жизни. Выдающуюся роль в истории т-ра имела пост.  "Ткачей"  Гауптмана (1894). Параллельно с работой в т-ре Б. занимался в созданном им в  1890 журнале "Свободный т-р" пропагандой пск-ва, отражающего  совр.  жизнь  с позиций натурализма.  С-1894  Б.  становится  руководителем  берлинского Немецкого   т-ра,   в   к-ром   собирает    превосходную    труппу актеров-единомышленников (Р. Рит-нер, Э. Рейхер, О. Зауэр, М. Рейнхардт, Э. Леман, Р. Бертенс, впоследствии - А. Бассерман). Однако в этот период начинает все более отчетливо выявляться ограниченный характер реформы Б. Последовательное  проведение  натуралистич.  принципов,  объективизм, перенесение на сцену "куска жизни" без выделения главного,  типического, изгнание подлинной театральности постепенно привели т-р, руководимый Б., к творч. кризису. В 1905  Б.  вынужден  был  уступить  Немецкий  т-р  М. Рейнхардту и перейти в "Лессинг-театр",  где  работал  до  конца  жизни. Последние годы творчества  Б.  ознаменованы  двумя  циклами  пост.  пьес Ибсена и Гауптмана, куда вошли почти все основные пьесы  драматургов.  В нек-рых из этих спектаклей вновь проявляются присущие Б. в ранний период его творчества элементы  критич.  реализма.  Несмотря  на  отрицательное отношение Б. к совр. модернистской драматургии, он, уступая  требованиям буржуазной  публики,  был  вынужден  ставить  импрессионистские  и символистские  пьесы  Г.  Гофмансталя,  М.  Метерлинка  и  др.  С  1910 начинается распад ансамбля "Лессинг-театра", лучшие представители к-рого постепенно переходят к Рейнхардту. Соч.: Das deutsche Ritterdrama  des  18.  Jahrhunderts,  Strassb.-L., 1880; Gottfried  Keller,  В.,  1883;  Heinrich  von  Kleist,  B.,  1884; Schiller, Bdl-2, B., 1888-92 (незаконч.); Karl StauHer-Bern, B.,  1892;  Kritische  Schriften  uber  Drama  und Theater, hrsg. von P. Schienther, Bd 1-2, В., 1913-15. Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические работы, т. 1-2,  M,-Л., 1934; Гвоздев А., Западноевропейский театр на  рубеже  XIX-XX  столетий. Очерки, M.- Л., 1939; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M.-Л.. 1940; Schmidt E., O. Brahm, "Deutsche Rundschau", 1913, Jan.; Schienther T.. 0. Brahm, B., 1913; K  o  p  l  o  w  i  t  z  O.,  Otto  Brahm  als Theaterkritiker, .Zurich, 1936; Os bor n M., Freie Buhne: Otto Brahm, "Der bunte Spiegel", 1945.