О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БРЕХТ

БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.11. 1898, Аугс-бург,- 14. VIII. 1956, Берлин) - немецкий драматург, поэт, публицист и театральный деятель. Родился в бурж. семье. Участвовал в Ноябрьской революции 1918, работал в Аугсбургском совете рабочих и солдатских депутатов. Первые пьесы Б.: "Ваал" (1918, Лейпциг- 1923), "Барабаны в ночи" (1919, Мюнхен-1922), "В джунглях городов" (1923) и обработка трагедии К. Марло "Жизнь Эдуарда II" (в соавторстве с Л. Фейхтвангером, 1924, Мюнхен) направлены против милитаризма, основ бурж. общества, но не содержат четкой положительной программы. Сближение с Коммунистич. партией Германии, изучение марксизма-ленинизма приводит Б. с середины 20-х гг. к стремлению создать драматургию и т-р, обнажающие пороки капиталистич. строя. Этой задаче посв. пьесы Б.: "Человек есть человек" (1926, Дармштадт и Берлин) и, созданная Б. с композитором К. Вейлем на сюжет "Оперы нищих" Гея "Трехгрошовая опера" (1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин). Оформлению эстетич. теории Б. способствует сближение его с Э. Пискатором, в т-ре к-poro он сотрудничал в 1927 (лит. обработка ряда пьес, участие в инсц. романа Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"), а также творч. связи Б. с пролетарскими театр. коллективами Германии, у к-рых он заимствует нек-рые художеств. формы (агитобозрение, декламационные хоры, скетчи и т. п.). Стремясь повысить воспитательную роль т-ра,к-рый,по его мнению,должен воплощать революц.-политич. идеи, драматург усиливает публи-цистич. элементы своего творчества. Этой задаче отвечает его цикл "дидактических" пьес (пост. любительскими коллективами Германии): "Баденская назидательная пьеса", или "Полет Линдберга" (1929), "Счастливый конец" (1929),школьная опера "Говорящий "да" и говорящий "нет"" (1930), "Исключения и правило" (1930). В пьесе "Высшая мера" (1930) Б., рассказывая о героической деятельности коммунистов-подпольщиков, не создал полнокровные художеств. образы, в пьесе сказалось незнание Б. подлинной революционной практики коммунистов, которую он показал недостаточно верно. Пьеса "Святая Иоанна скотобоен" (1930, Гамбург, 1959) Б. раскрывает преступления, связанные с созданием капиталистич. треста. Последний опыт "назидательной" драматургии - пьеса "Мать" (по мотивам Горького, 1932, Берлин), определившая новый этап в творчестве Б. После захвата власти фашистами (1933) Б. эмигрировал. Жил во многих странах, в т. ч. в Дании (1933-39), Финляндии, США. Период эмиграции отмечен созданием выдающихся антифашистских произведений: "Круглоголовые и остроголовые" (1936, т-р "P ид де реален", Копенгаген), "Винтовки Тересы Каррар" (1935, Париж), "Страх и отчаяние в Третьей империи", документальный монтаж из 24 сцен (1944, Нью-Йорк), "Сны Симоны Ма-шар" (совм. с Л. Фейхтвангером, 1942, Мюнхен - 1958), "Швейк во второй мировой войне" (1943, Нью-Йорк). Ряд др. пьес Б., хотя и не рисует непосредственно фашизм, несет в себе мысль - человек обязан выступать против отжившего миропорядка. К их числу относятся: "Мамаша Кураж и ее дети" по Грим-мельсгаузену (1939, Цюрих - 1941), "Допрос Лукулла" (1939, использована П. Дессау в качестве либретто оперы "Осуждение Лукулла", Берлинская гос. опера, 1951), "Жизнь Галилея" (первая ред. 1939, Цюрих - 1943; вторая ред. 1945, Берлин - 1956), "Добрый человек из Сезуана" (1940, Цюрих - 1943), "Господин Пунтила и его слуга Матти" по X. Вуо-лийоки (1940, Цюрих - 1948), "Восхождению Артуро У и можно было помешать" (1941, Гамбург - 1959). Уже в пьесе "Круглоголовые и остроголовые" художник побеждает в Б. рационалиста-дидактика. В последующих произведениях Б., написанных после 1939, этот процесс выявляется еще отчетливее, разработка характеров здесь особенно глубока. С 1948 Б. жил в Берлине, здесь были им завершены: "Кавказский меловой круг" (1948, "Берлинер ансамбль" - 1954) и "Дни Коммуны" (1949, т-р в Карл-Маркс-Штадте - 1956). Здесь же Б. занимался переработкой в плане своей идейной и эстетич. программы пьес: "Антигона" Софокла (1948), "Гувернер" Ленца (1950), "Бобровая шуба" и "Красный петух" Гауптмана (1951), "Кориолан" Шекспира (1952),"Трубы и литавры" Фаркера (1956) и др. В 1924 Б. впервые выступил как режиссер, пост. в мюнхенском Камерном т-ре "Жизнь Эдуарда II". В 40-50-е гг. Б. основное внимание уделял созданному им в 1948 т-ру ((Берлине? ансамбль, в к-ром стремился воплотить на практике свои воззрения на драму. Б. пост. здесь совм. с Э. Энгелем пьесы: "Мамаша Кураж и ее дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти" (1949), последнюю редакцию "Жизни Галилея" (1956); совм. с К. Неером - "Гувернер" (1940), затем-"Мать" (1951), "Кацграбен" Штрит-тматтера (1953) и "Кавказский меловой круг" (1954). Теоретич. взгляды Б. изложены в статьях: "Широта и многообразие реалистической манеры письма" (1938), "Народность и реализм" (1938), "Новая техника актерского искусства" (1940), "О народной пьесе" (1948), "Малый органон для театра" (1949), "Диалектика на театре" (1957), "Несколько заблуждений по поводу манеры игры "Берлинского ансамбля"" (1957) и др., а также в примечаниях к ряду пьес ("Мать", 1935, "Круглоголовые и остроголовые", 1936, и др.). Б. называл свою теорию "эпическим т-ром", взяв этот термин у Шиллера и Гете, но вложив в него новое содержание. Для Б. большое значение имело замечание Энгельса о том, что драма будущего будет представлять собой "полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического смысла,...с шекспировской живостью и действенностью..." ("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 1, 1957, с. 29). Б. стремился вернуть т-ру, на новой ступени его развития и для новых задач, синтез развлекательности и поучительности, присущий драматургии Просвещения. Осн. задача театра, по Б.,-художественными средствами донести до широкого зрителя законы развития человеческого общества, заставить его задуматься над своей социальной позицией и прийти к выводу о необходимости переустройства мира. Б. утверждал существенное отличие пропагандируемой им драмы от предшествующей (названной им "аристотелевской"), вызывавшей, по его мнению, чувства жалости, сострадания к людям. Взамен этих эмоций Б. призывал деятелей т-ра пробуждать своими спектаклями такие чувства как гнев против поработителей народа, восхищение героизмом новых людей. Вместо драматургии, предполагающей сопереживания зрителя чувствам персонажа, Б. выдвигал драматургию, вызывающую удивление и любопытство перед авторской мыслью, приводящую зрителя к осознанию необходимости перестройки отживших общественных отношений. С этой целью Б.вводит прием, названный им "эффектом отчуждения" ("Verfremdungseffekt"), состоящий в том, что хорошо знакомое явление предстает в спектакле с неожиданной стороны, требует от зрителя новизны его осознания. Средством для осуществления этого является постоянное нарушение натуралистической иллюзии, "подлинности" происходящего на сцене. Б. добивается фиксации внимания зрителя на важнейших мыслях автора, и с этой целью вводит песни (songs), хоры и т. п., концентрированно выражающие авторскую мысль(напр., "Песня о великой капитуляции" в пьесе"Мама-ша Кураж и ее дети"). Теория драмы Б. потребовала и создания новой теории актерского и режиссерского искусства. Б. считал, что главная задача актера- активно отстаивать новый строй. В процессе подготовки спектакля Б. рекомендует актеру подойти к образу, созданному драматургом, с позиций свидетеля на суде, страстно заинтересованного в выяснении истины (метод "от свидетеля""), т. с. глубоко и всесторонне проанализировать поступки действующего лица и их побудительные мотивы. Б. допускает актерское перевоплощение, но лишь в репетиционный период, т. к. окончательным творческим актом на сцене, по мнению Б., является "показ'. Мизансцены должны быть не просто выразительными, но и предельно точно раскрывать смысл изображаемого явления "пользуясь различными средствами художеств. выразительности вплоть до метафоры, даже символа. Б. строил мизансцены по принципу кинокадра. С этой целью он использовал т. н. "метод модели", т. е. фиксации на фотопленке наиболее ярких мизансцен и отдельных поз актера с целью их закрепления. Б. был противником иллюзорного воссоздания среды, а также сценич. оформления и световых эффектов, излишне "пропитанных настроением"; функции декораций он ограничивал обозначением места действия с помощью точно найденных реалистич. деталей и созданием наиболее удобных условий для игры актера. Б. был членом Всемирного Совета Мира. За свою деятельность драматурга и режиссера награжден Нац. пр. (1949), а как активный борец за мирМеждунар. Ленинской премией "За укрепление мира между народами" (1954). Соч.: Stucke, Bd 1-12, В., 1955-59; Uber experimentelles Theater, "Theater der Zeit", В., 1959, J\o 3; в рус. пер.- Диалектика на театре, "Театра, М-, 1957, .N" 5; Эпические драмы, M.-Л., 1934; Пьесы, M., 1956; О театре. Сб. статей, М.,1960. Лит.: P а и х Б., Бертольт Брехт, М., 1960; Фрадкин И., Лтература новой Германии, М., 1959; Эткинд Е-, Театр Бертольта Брехта, "Нева", Л., 1957, J\o 8; Л а ц и с А., Революционный театр Германии, пер. с нем., М., 1935; Schumacher E.. Die dramatischen Versuche Bertolt Brechts 1918-1933, В., [1955]; Hecht W., Die Entwicklung von Brechts Theorie des epischen Theaters 1918-1933, TI 1-3, "Theater der Zeit". Studien, 1958, ј 9,zu Heft 12; 1959, ј 10, zu Heft 3; R i 11 а Р., Essays, В., 1955; Сборник: Theaterarbeit. 6. Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., ll952j; "Sinn und Form", Beitrage zur Literatur. Erstes und zweites Sonderheft, Bertolt Brecht, [Potsd., 1957; Wekwerth M., Theater in Veranderung, B., 1960. B. K.