О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Аа Аб Ав Аг Ад Ае Аж Аз Аи Ай Ак Ал Ам Ан Ао Ап Ар Ас Ат Ау Аф Ах Ац Ач Аш Ащ Аъ Аы Аь Аэ Аю Ая
 

АДАМЯН

АДАМЯН, Петрос (Петр Иеронимович) [1849, Константинополь,- 3(15). VI. 1896, там же] - армянский актер. Сценич. деятельность начал в 1866 в константинопольском арм. "Восточном т-ре". Вначале молодой актер находился под сильным влиянием франц. романтич. театр. школы. В 1870 с труппой реж. Т. Фа-суладжяна А. приехал в Россию; играл в Нахичеване-на-Дону. Вернувшись в Константинополь, продолжал работать в местных арм. т-рах. В годы русско-турецкой войны (1877-78) выступал с чтением патрио-тич. стихов арм. поэтов, способствуя пробуждению нац. самосознания арм. молодежи. После закрытия в Турции арм. т-ров А. вместе с нек-рыми другими арм. актерами переехал в Россию, с 1879 играл в Тифлисском арм. т-ре. Под воздействием рус. реалистич. иск-ва, прислушиваясь к критике передовых деятелей арм. культуры, А. постепенно приобщался к реалистич. школе сценич. творчества. В 1880 А. впервые на арм. яз. исполнил роль Гамлета. В этом же сезоне играл роли Жадова, Чацкого, Хлестакова. Среди ролей в пьесах арм. драматургов: Микаэл, Масисян ("Еще одна жертва", "Хатабала" Сунду-кяна), Аршак ("Аршак II" Пешикташляна). В ролях Арбенина (1884), Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1882), Коррадо ("Семья преступника" Джа-кометти, 1883), Лира (1880), Отелло (1885), Гамлета А. проявил виртуозное мастерство, самобытность толкования и глубокую эмоциональность. Русская печать признала его одним из крупнейших трагиков мира. Об исполнении роли Гамлета А. была написана специальная работа, в к-рой анализировалась трактовка этого образа. Еженедельник "Искусство" писал, что А. вложил в исполнение Гамлета "гораздо более страстности и энергии, чем, например, известный Сальвини и Росси...". А. принадлежит работа "Шекспир и критика его трагедии "Гамлет"" (1887), в к-рой после разбора трактовок этой роли величайшими писателями и артистами мира он подробно обосновывает свое понимание шекспировского образа. К числу крупнейших работ А. относятся также Кречин-ский (1882), Франц Моор (1875). В артистич. жизни А. знаменательно его турне по России в 1883-88 (Петербург, Москва, Одесса, Харьков, Ростов-на-Дону, Казань, Астрахань, Кишинев и др. города). А. выступал с арм. местными труппами и с рус. актерами, исполняя свои роли на арм. и франц. яз. Творчество А. оказало воздействие на многих арм. актеров: Сирануйш, Рачья Азнив, О. Абеляна, Г. Пет-росяна, В. Папазяна. А. был не только великим актером, но и поэтом (его стихотворения напечатаны отдельной книгой на арм. яз.) и художником (картины: Гамлет, Офелия, Король Лир, Коррадо и др.). В 1888 А. вернулся в Константинополь. В годы политич. гонении против армян, находясь в тяжелом материальном положении, А. тяжело заболел (рак горла). По ходатайству моек. и петерб. актеров русское посольство в Константинополе поместило А. в русскую больницу (где он умер). Лит. на рус. яз.: Т e p - Г а б p и e л я н и Г., Воспоминания о незабвенном армянском артисте Штре Иеронп-мовиче Адамяне, Тифлис, 1896; Писареве ни и Б. Е., Петр Иеронимович Адамян. Воспоминания, Одесса, 1896; Г e н д ж я н Е., Памяти великого артиста Петра Иерони-мовпча Адамяна. Очерк, Ростов на Дону, 1908; Трагик Адамян. в сб.: Братская помощь пострадавшим в Турции армянам, М., 1897, с. 512-14; В e с e л о в с к и и А., Два силуэта, "Армянский вестник", М., 1916, ј 3, с. 2-4; Я p ьт m к и н А.. Адамьян в роли Гамлета, Одесса, 1887; С т e п а н я н Г., Петрос Адамян, Ереван, 1956.