БРОМЛЕЙ
БРОМЛЕЙ (Б p о м л e й-С у ш к е в и ч), Надежда Николаевна (р. 1889)- русская советская актриса, режиссер, драматург. Засл. арт. РСФСР. В 1908-22-актриса МХТ, в 1918-24-1-й Студии МХАТа, в 1924-36 - созданного на основе этой студии МХАТа 2-го. В остро гротесковой манере играла роли Голланы ("Балладина" Словацкого, 1919), матери Эрика ("Эрик XIV" Стриндберга, 1921), Шута ("Король Лир", 1923), Мякишевой ("Расточитель" Лескова, 1924) и др. В 1919 Б. дебютировала как режиссер ("Дочь Йорио" Д'Аннунцио, 1-я Студия МХАТа). В 1934-41 Б.-актриса и режиссер ленингр. Т-ра драмы им. Пушкина. Пост. спектакли: "Дуэль" по Чехову (1934, инсценировка Б.), "Петр Первый" А. Н. Толстого (1935, 1.938), "Зыковы" (1940) и др. В спектакле "Петр Первый Б. с виртуозным комедийным блеском мягко и непринужденно играла роль Екатерины I (впервые исполнила эту роль в 1930 в 1-й Студии МХАТа). В 1944-56 Б. была режиссером Ленингр. Нового т-ра (с 1956-Т-р им. Ленсовета). Пост. яркие реалистич. спектакли: "Мария Стюарт", "Заговор Фиэско" и "Дон Карл-ос" Шиллера (1938, 1939, 1950, Ленингр. Новый т-р). Среди ее режиссерских работ также: "Мера за меру" Шекспира,"Измена" Сумбатова, "Доходное место", "Нора", "Маскарад" (1937, 1946, 1948, 1949, 1952-все в Новом т-ре). Б.-автор пьес: "Архангел Михаил" (1922, 1-я Студия МХАТа), "Король квадратной республики" (1925, МХАТ 2-й). Перевела драмы "Заговор Фиэско", "Дон Карлос" и др. Соч.:, [Автобиография], в сб.: Актеры и режиссеры. "Театральная Москва", М., 1928; Путь искателя, в сб.: Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959 (там же письма Вахтангова к Б.); Потомок Гаргантюа. Рассказы, М., 1930; Актер и режиссер, "Искусство и жизнь", 1939, ј 11-12; Романтика и современность, там же, 1940, .ј 8. С. Др.