О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БУАЛО

БУАЛО, Буало-Депрео (Boileau-Despreaux), Никола (1. XI.1636, Париж,-13.III.1711, там же)- французский критик, поэт-сатирик и теоретик классицизма. Род. в семье зажиточного буржуа, судейского чиновника Парижского парламента. Учился в иезуитской коллегии, затем на богословском и юридич. ф-тах Сорбонны (Парижский ун-т). С 1663 печатались мелкие стихотворения Б., затем сатиры, наполненные поло-мич. выпадами против отживших и реакционных лит. течений - прециозного и бурлескного. Б. высказывал свои эстетич. суждения и в посланиях (эпистолах), к-рые писал начиная с 1669. Влияние римского поэта Горация проявилось в дидактич. поэме Б. "Поэтическое искусство" (1674), создавшей эпоху в истории европ. эстетич. мысли и лит. критики. Б. привел в систему положения, выдвинутые предшествующими теоретиками классицизма (Ф. Малербом, Ж. Шапленом, д Юбиньяком и др.), и изложил их в живой, эпиграмм а-тич. форме. Осн. принцип эстетики Б.- преклонение перед разумом. Истина, устанавливаемая разумом, тождественна красоте и находится в "природе" (реальной действительности). Подражание "природе" - осн. задача поэзии, критерий ее эстетич. ценности. Однако Б. сужает область применения этого реалистич. принципа, пропагандируя метод абстрактной типизации, направленный на воспроизведение в человеке его неизменной сущности, а не конкретных форм ее проявления. Аристократич. ограниченность поэтикиБ. проявилась в том, что он отвергал нар. поэзию и нар. т-р (фарс), считая,что он доставляет удовольствие только "грубой черни". Рекомендуя поэтам-драматургам "изучать двор и знакомиться с город ом", Б. возражает против изображения в драматургии жизни деревни и ее обитателей. В третьей песни "Поэтического искусства" Б. устанавливает законы трех осн. поэтич. жанров - эпопеи, трагедии и комедии. В характеристике трагедии он опирался на творчество Расина, к-рое принимал безоговорочно. Более критично относился Б. к траге диям Корнеля, в к-рых, по его мнению, нарушался принцип "укрощения страстей разумом". В области комедии образцовым драматургом, по Б., был Терен ций, а не Мольер, к-рого он считал "слишком другом народа". Из формальных законов классицист, драматургии Б. настаивал на правиле трех единств, на правильном распределении материала между диалогом и рассказом, требовал нарастания действия в каждом акте пьесы. Б. выступал за интеллектуальность творчества и рекомендовал драматургам подвергать свои впечатления рассудочной обработке, исключающей всякую жанровую и бытовую окраску. В области актерского творчества Б. был сторонником напевной декламации, пропагандируемой Расином, и говорил, что "театр требует подобных преувеличенных, широких линий как в голосе, в декламации, так и в жестах". Поэтика Б., сыграв прогрессивную роль в период расцвета абсолютной монархии 17 в., в дальнейшем стала тормозить развитие иск-ва, его сближение с жизнью. Поэтому прогрессивные театр. деятели 18 - нач. 19 вв. вели борьбу с эстетикой Б., мешавшей укреплению в т-ре реалистич. метода. Соч.: Поэтическое искусство, пер. с франц. Э. Л. Линец-кой, М., 1957; то же, пер. С. С. Нестеровой и др., М., 1937. Лит.: История французской литературы, т. 1, М., 1946, с. 523-38; Мокульский С., Французский классицизм, в кн.: Западный сборник, вып. 1, М.-Л., 1937; L a n s on Ст., Boileau, P., 1892; F a guet E., Dix-septieme siecle. Etudes litteraires. P., 1901; Adam A., L'histoire de la litterature rancaise au XVII siecle, v. 3-4, P., 1952-54. С. Мок.