БУРЯ И НАТИСК
"БУРЯ И НАТИСК" (Sturm und Drang) - литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее свое название по одноименной драме Ф. M. Клингера. Осн. теоретик движения - И. Г. Гердер; представители - И. В. Гете, Ф. M. Клингер, Я. M. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер ("рейнские гении"), X. Ф. Д. Шубарт, члены "Геттингенского содружества поэтов" - И. Г. Фосс, И. А. Лейзевиц, Л. К. Г. Гельти, близкий им Г. А. Бюргер и др. Движение "Б. и н." отразило рост недовольства феод. порядками, обусловленный обострением социальных противоречий в Германии и подъемом освободит, борьбы в соседних с ней странах. "РЗурные гении" отвергали пассивность и смирение, требуя от лит-ры изображения ярких, сильных страстей. Поборникч учения Ж. Ж. Руссо, они выступали против подражательной культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции нац. искусства; гл. источник обновления нем. лит-ры они видели в нар. поэзии. Борясь против канонов классицизма, "бурные гении" обращались к Шекспиру, трагедии к-рого привлекали их глубокой жизненной правдой, мощью характеров, стремительностью и свободой сценич. действия. Гл. областью творчества писателей "Б. и н." была драматургия. Продолжая демократии, традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, они стремились создать боевой третьесослов-ный театр. активно воздействующий на обществ, жизнь. В центре внимания "бурных гениев" - сословный конфликт.Ленц в "Домашнем учителе", Вагнер в "Детоубийце" изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя, подчеркнув его полную беззащитность и приниженность. Обществ, критика "бурных гениев" была обращена не только против пороков аристократии, но и против недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера яркими сатирич. красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство перед дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким. Преодоление абстрактного схематизма ранней бурж. драматургии, сближение иск-ва с жизнью, конкретность и злободневность социального обличения являются несомненными достижениями драматургов "Б. и н.". Их художеств. новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Гете, автора "Геца фон Берлихингена", "бурные гении" расширяли языковые рамки мещанской драмы, вводя в свои пьесы элементы просторечья, слова и выражения, заимствованные из живого разговорного языка. Яркая и колоритная бытовая речь становится одним из основных средств создания сценических характеров. Роль драмы в понимании "бурных гениев" не сводилась только к критике совр. нравов. Они требовали от театра также героики, апологии высоких страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре "Б. и н." получает развитие лирико-патетич. трагедия, проникнутая духом индивиду алистич. бунтарства и тираноборчества ("Близнецы", "Новая Аррия", "Симеоне Гризальдо" и др. пьесы Клингера, "Юлий Тарент-ский" Лейзевица). Герои этих пьес- одаренные личности, находящиеся в разладе с окружающей филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им стеснительных законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели "Б. и н." создали новый драматургич. стиль, отличительным признаком к-рого стали эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художеств. изображения внутренний мир человека, они выработали новые приемы индивидуализации характеров, создали лирически окрашенный, патетич. и образный язык. Своими новаторскими произв. "бурные гении" прокладывали путь драматургии молодого Ф. Шиллера. Возникнув в условиях отсталой раздробленной Германии, движение "Б. и н." не смогло стать реальной политич. силой. Антифеод, выступления "бурных гениев" при всей их резкости и страстности были лишены ясно осознанной цели и выливались преимущ. в форму индивиду алистич. бунта. Тем не менее движение "Б. и н." сыграло значит, роль в формировании нац. нем. драматургии, обогатив ее новым демократич. содержанием, новыми художеств. средствами. Реакц. бурж. исследователи пытаются представить "Б. и н." как бунт "чувства" против "разума", как чисто иррациональное течение, сближая его с консервативным нем. романтизмом. Марксистская критика противопоставляет этой концепции свое понимание "Б. и н." как нового этапа в развитии нем. и общеевроп. просвещения. Элементы иррационализма в творчестве отдельных представителей "Б. и н." не определили характер этого движения, сохранившего гуманистич. пафос Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод, тенденции. Соч.: Von deutscher Art und Kunst. Einige fliegende Blatter (1773), Stuttg., 1892 (Deutsche Literaturdenkmale des 18. u. 19. Jahrh., von B. Seuffert u. A. Sauer, .ј 40-41); Sturmer und Dranger, hrsg. von A. Sauer, T) i-3, B.- Stuttg., [1883] (Deutsche Nationalliteratur, hrsg. v.J . Kurschner, Bd 79-81); Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957. Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи "Бури и натиска", в кн.: Ранний буржуазный реализм. Сб. статей,Л",1936, с. 385-466; Либинзон 3. E., Литературно-эстетические взгляды писателей периода "Бури и натиска", "Ученые записки Горьковского пед. ин-та", 1958, т. 23, с. 261-84; Stockmeyer С., Soziale Probleme im Drama des Sturmes und Dranges, Frankf. am Main, 1922; Korff H. A., Geist der Groethezeit. Versuch einer ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte, Tl l. Sturm und Drane, 4 Aufl., Lpz., 1957; Erlauterungen zur deutschen Literatur [Tl 2]. Sturm und Drang, B., 1958. J7. Ген.