О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БУЧМА

БУЧМА, Амвросий Максимилианович (14. III. 1891-6.1.1957)-украинский советский актер, режиссер, педагог и общественный деятель. Народный арт. СССР (1943). Член КПСС с 1942. Род. во Львове в семье железнодорожного рабочего. Закончил 4-классное уч-ще. Работал чернорабочим, маляром, каменщиком, дровосеком, кельнером, музыкантом и т. п. В 1905 был принят хористом, а потом актером в украинский драм. т-р товарищества "Руська бес?да" (Львов), возглавляемый И. Стадником. Играл там много разнообразных ролей в драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, опереттах, в т. ч.: Хлестаков; Гурман и Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Базилио и Бридуазон ("Женитьба Фигаро"), Пузырь и Маюфес ("Хозяин" Карпенко-Карого), Вагнер ("Фауст" Гуно), Бен-Акиба и Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Кавалер, Маркиз, Фабрицио ("Хозяйка гостиницы"), Петр, Михаил, Иван ("Суета" Карпенко-Карого), Омелько и Гервасий ("Мартын Боруля" Карпенко-Карого), Освальд ("Привидения"). Уже в эти годы Б. стал одним из популярных артистов западноукр. т-ра. Во время 1-й мировой войны (1914) был мобилизован в австр. армию. В 1915 как австр. военнопленный попал Г! Россию. Работал шахтером, чернорабочим, батраком. Вернувшись к сценич. деятельности после Октябрьской революции, Б. стал одним из активных строителей сов. укр. т-ра. Нек-рое время играл в т-рах Н. Садовского, И. Рубчака. Учился в муз.-драм. ин-те им. Лысенко в Киеве. В 1919 возглавил товарищество "Новый львовский т-р". В 1920 в результате объединения этого коллектива с группой актеров Молодого т-ра, возглавляемой Г. Юрой, в Виннице был создан Т-р им. И. Франко. В этом коллективе Б. играл преимущественно комедийные роли в пьесах Мольера, Бомарше, Гольдони. В 1921 Б. организовал в Черкасах студию им. И. Франко, выехал с нею в Херсон. После ликвидации студии в 1922 вступил в только что организованный т-р "Берез?ль" (Киев). Там создал значительные сценич. образы - Хиггинса '("Джимми Хиггинс" по Синклеру, 1923), Шута ("Макбет", 1924), Лейбы ("Гайдамаки" по Шевченко, 1924), Ивана Каляева ("Накануне" Поповского, 1925), брата Жана ("Жакерия" по Мериме, 1925) и др. В 1926-30 работал на Одесской киностудии ВУФКУ как актер и режиссер. С именем Б. связаны крупные достижения укр. кино тех лет. Созданные им образы Тараса Шевченко, Миколы Джери, Тараса Трясило в одноименных фильмах, безработного Эмиля ("Проданный аппетит"), Гордея Ярощука ("Ночной извозчик") вошли в сокровищницу немого кино. В 1930-36- Б. снова в т-ре "Берез?ль" (с 1933- Харьковский т-р им. Т. Шевченко). Б. создает образы Гайдая и Кречета в пьесах Корнейчука "Гибель эскадры" 1933) и "Платон Кречет" (1934), Павла Железнова ("Васса Железнова", 1935). В течение всех последующих лет (с 1936) творч. биография Б. связана с Т-ром им. И. Франко (Киев), Выдающимися сценич. созданиями Б. являются: Роман Круча ("Банкир Корнейчука, 1937), Иван Ба-рильченко" Пузырь ("Суета", 1936, "Хозяин", 1939, Карпенко-Карого),СеменКотко ("Шел солдат с фронта" Катаева, 1938), Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко, 1940), Иван Коломийцев ("Последние", 1937), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука, 1948, Ст. пр. 1949). В 1937 Б. исполнил роль В. И. Ленина в спектакле "Правда" Корнейчука. Художник большой жизненной правды, Б. вошел в историю советского т-ра как создатель образов, отличающихся психоло-гич. глубиной, предельной искренностью в передаче чувств, яркостью сценич. характеристик, неповторимым своеобразием. Игра Б. характеризовалась богатством интонаций, выразительностью, четкостью движений, жестов.В своих сценич. образах Б. глубоко раскрывал идейное содержание драматургич. произведения, передавая его социальный, обществ, смысл. Одновременно Б. продолжал плодотворно работать в кино, снимаясь в фильмах: "Назар Стодоля" (Кича-тый), "Щорс" (генерал Терешкевич), "Непокоренные" (Тарас Яценко), "Иван Грозный" (Алексей Басманов), "Украденное счастье" (Задорожный) и др. Как режиссер Б. осуществил пост. пьес: "Молодость" Хальбе (1926), "Гибель "Надежды"" Хейерманса (1930), "Ми-рандолина" ("Трактирщица", 1921), "Северные богатыри" Ибсена (1921), "Хозяин" Карпенко-Карого (1939), "Судьба поэта" Голованивского (1939), "Наталка-Полтавка" Котляревского (1942), "Назар Стодоля" Шевченко (1931), "Партизаны в степях Украины" (1942) и "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" (1943) Корнейчука, оперы "Наталка-Полтавка" (1954). Вел педагогич. деятельность в Киевском ин-те театр. иск-ва им. Карпенко-Карого (с 1940- профессор). Ст. пр. 1941, 1949. Лит.: П ? с к у н ?., Амврос?й Максим?-л?анович Бучма, Кив, 1956; Б о р щ а г опеки й А., Амвросий Максимилианович Бучма, М.- Л.-, 1947; Кисельов И., Театральн? портрети, Кив, 1955; Львов-Анохин Б., Амвросий Максимилианович Бучма, М., 1959. р р