БХАРАТ НАТЬЯМ
										"БХАРАТ НАТЬЯМ" - одна из основных школ индийского классического нац. танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. дон. э. Танцы "Б. н."  построены  на определенном лит. сюжете, обычно воспроизводят эпизоды эпич.  поэмы  или легенды. Вначале "Б. н." был ритуальным храмовым  танцем.  В  Чидамбаре, где, по преданию, бог Шива  исполнил  танец  "Б.  н.",  существует  храм Натараджа  (воздвигнут  в  честь  танцующего  Шивы),  на  фасаде  к-рого высечены барельефы, изображающие 108 основных поз  танца.  Эти  позы  до наст. вр. воспроизводятся танцорами школы "Б. н.".  В  основе  теоретич. положений школы - санскритский трактат "Натьяша-стра"  [2-4(?)  вв.],  в к-ром раскрыты эстетич. основы всех видов иск-в, в том  числе  и  танца. Здесь дано подробное описание каждой позы и жеста,  вошедших  позднее  в "Б. н.". До сер. 13 в. "Б. н." пользовалась наибольшей  популярностью  и была распространена по всей  Индии.  В  период  династии  Гупта  (3  в.) проникла на Яву, в Камбоджу, Сиам, где сохраняется в наст. время (с сер. 13 в. "Б. н." существовала в чистом виде только на юге Индии).  В  конце 19 и нач. 20 вв., в период англ. господства,  школа  "Б.  н."  пришла  в упадок и прекратила  существование.  Но  в  1933  после  состоявшейся  в Мадрасе широкой дискуссии о происхождении и значении этого  вида  иск-ва "Б. н." возродилась, но уже в светском танце. Иск-во "Б. н." включает в себя элементы танца, музыки  и  драмы,  оно проникнуто единством настроения,  определяемого  эмоциональной  окраской мелодии.  Танцы  "Б.  н.",  отличающиеся  резкостью  движений   и скульптурностью поз, состоят из трех основных элементов:  "нрита"ритмич. танец;  "нритья"-  иск-во  передачи  содержания  танца  определенными движениями пальцев рук и положением ног; "на-тья" - сочетание  нритья  с пением. Школа "Б. н." различает 4 вида  танца:  "садир  натья"  -  самая древняя и чистая форма "Б. н.", распространенная и  в  настоящее  время, как правило, исполняется одной танцовщицей;  танец  проникнут  любовными мотивами и связан с культом Шивы. "Кураванджи" - поэтическая композиция, исполняемая 6-8 танцовщицами, выражает любовь  девушки  к  герою  (богу, царю), связан с культом Шивы.  "Бхагавата  мела  на-така"  и  "кушипуди" (обычно объединяются) -  танцевальная  драма,  в  которой  участвуют  не только женщины, но и мужчины. "Бхагавата мела  ната-ка",  в  отличие  от "кушипуди", не включает сольных выступлений, связан с культом Вишны  или Кришны (в него входят все три основных элемента "Б. н."). Исполнение  "Б.  н."  занимает  иногда  ок.  4  часов.  Оркестр, сопровождающий танец, состоит из индийских  народных  муз.  инструментов .'барабанов, мриданг, дхблак,  табла;  струнных  инструментов  -  ситар, вина, саранги. Иногда танец сопровождается и пением. Среди авторов  этих песен: Кшетраджна (17 в.), Тхья-гарадж (18 в.), Гопал Кришна Бхарати (19 в.). Текст песен - на языках тамили или телугу, иногда на санскрите. Танцы школы "Б. н." изучаются и  возрождаются  "Академией  музыки"  в Мадрасе. Иск-во "Б. н." преподается в учебных заведениях: "Калакшетра" в Адьяре, Индийский ин-т изящных иск-в в Эгморе. Крупнейшие  представители школы "Б. п.": Баласарасватху, Рам Гопал, Рук-мини Де*ви (Арендейл), Индрани  Рахман и др. Лит.: Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; В  о-w e r s F., The dance of India, N. V., 1953; Indian dance, Delhi, 1955; A n a n d M. P., The  dancing  foot,  Delhi,  [1957J;Gri  Kfsna  Dac, НатагГпа-tva parampara, Allahabad, 1957; Музыка Индии, M.-Л..  1958.  Ч. С., Н. В.