БЬЕРНСОН
										БЬЕРНСОН (Bjornson), Бьернстьерне (8. XII.  1832,  Квикне,-  26.  IV. 1910,  Париж)  -  норвежский  писатель,  драматург,  театральный  и общественный деятель. Сын священника. Наряду  с  Г.  Ибсеном  крупнейший представитель критич.  реализма  в  норв.  лит-ре.  Лауреат  Нобелевской премии (1903). Б. боролся за нац. независимость Норвегии, но,  оставаясь на мелкобурж.  позициях,  сохранял  веру  в  бурж.  прогресс,  стремился примирить противоречия капи-талистич.  общества.  Творчество  Б.,  тесно связанное с  его  обществ.-политич.  деятельностью,  отражало  важнейшие проблемы  совр..  Б.  норв.  действительности,  было  исполнено  гневной критики  в  адрес  буржуазии  и  в  то  же  время  характеризовалось противоречивостью, идейной ограниченностью. Написал цикл  историч.  драм на материале саг и хроник раннего норв. средневековья:  "Между  битвами" (1857), "Хромая Гу-льда" (1858, пост.  1865),  "Король  Сверре"  (1861), "Сигурд Злой" (1862), "Сигурд Крестоносец" (1872),  а  также  "Мария  Стюарт, королева Шотландии" (1864, пост. 1867).  Большинство  пьес  Б.  пост.  в Христианийском т-ре. В них сочетаются эпос и  лирика,  широкий  историч. фон и глубина психологич. характеристик.  В  70-е  гг.  Б.  обратился  к изображению совр. ему жизни Норвегии.  В  пьесах  "Банкротство"  (1875), "Новая  система"  (1879),  пост.  в  Христианийском  т-ре,  вскрыт хищ-нический,  авантюристич.  характер  крупных  капиталистов,   их враждебность интересам экономич. про' гресса страны. В драме  "Редактор" (1875) вскрыты пороки политич. системы бурж. общества. Антимо-нархич.  и антиклерикальные мотивы отчетливо прозвучали в  драме  "Король"  (1877). Обличительная острота этих произведений в значительной мере  ослабляется попыткой  Б.  найти  разрешение  социальных  конфликтов  в  области нравственного самоусовершенствования.  Стремление  Б.  к  компромиссному решению вопросов усилилось в  психодогич.  драме  "Пауль  Ланге  и  Тура Парсберг"  (1899,  Национальный  т-р,   Копенгаген).   Мн.   пьесы Б."Новобрачные" (1865), "Леонарда" (1879), "Перчатка" (1883), "География и любовь" (1885), "Когда  цветет  молодой  виноград"  (1909),  посвящены морально-этич. проблемам. В них Б.  выступает  за  равенство  мужчины  и женщины,  против  ханжеской  сущности  бурж.  брака,  догм  филистерской морали. Особое место в творчестве Б. занимает драматич.  дилогия  "Свыше наших сил" (1883- 1895), в 1-й частик-рой показано пагубное  воздействие религии на человека (1886, Королевский т-р в Стокгольме). Во  2-й  части (1895,  Нар.  т-р  в  Копенгагене),  реалистически  изображая  рост противоречий между буржуазией и рабочим классом, приводящих к  рево-люц. перевороту, Б. представляет революцию как анархистский бунт. Произв.  Б. свойственны глубокая разработка  и  индивидуализация  образов,  четкость социальных характеристик, внутренняя динамичность диалогов, но  сюжет  в них подчас развивается вяло, они мало сценичны.  В  1857-58,  возглавляя Норвежский т-р в Бергене, в 1865-67- Христианийский  т-р,  Б.  стремился утверждать нац. репертуар и  нац.  театр.  традиции,  превратить  т-р  в орудие борьбы за нац. независимость и обществ, прогресс. В России  пьесы Б. неоднократно ставились на сценах столичных и провинциальных  т-ров  в конце 19 - нач. 20 вв. Соч.: Samlede vaerker, bd l-9, Oslo, 1919-20;  в  рус.  пер.-  Полное собр. сочинений, т. 1-12, Киев - Харьков, 1893--97; Собрание  сочинений, т. 1-7, M., 1910-14; Избранное, M., 1959. Лит.: Bjornson Bjorn, Bjornstjerne Bjornson, Oslo, 1932; M j  o  e  n A., Erindringer  om  Bjornstjerne  Bjornson,  Oslo,  1951;  Брандес  Г., Бьернстьерне Бьернсон, Собр. соч., т. 1, СПБ, [б. г.]; M e p и н  г  Ф., Мировая литература и пролетариат. Сб. статей, пер. с нем., М.,  1924.  л ]\/[