ВАНЕМУЙНЕ
										"ВАНЕМУЙНЕ"  (в эстонской мифологии  -  бог  песни)  (Эстонский  Государственный  ордена Трудового Красного  Знамени  театр  "Ванемуйне")эстонский  театр  драмы, оперы, оперетты и балета в Тарту. Старейший т-р Эстонии. Основан в  1870 эст. поэтессой  Л.  Койдула.  Первые,  еще  любительские  спек  такли  - "Племянник с Сааремаа" (1870), "Сваты-березки" (1870) и  "Этакий  мульк" (1871) Койду-лы - положили начало эст. нац.  драматургии.  Вначале  "В." развивался как народный демокра-тич. т-р, спектакли его были  проникнуты идеями борьбы против гнета балтийских баронов и  неравенства  людей.  Их посещали ремесленники и приезжие крестьяне. Демократич. направление "В." в первые годы развивал А. Вийра - режиссер и дирижер т-ра  в  1878-1903. Он явился основоположником эст. муз. т-ра; пост.  спектакли:  "Прециоза" Вебера (1883), "Корневильские колокола"  Планкетта  (1885),  "Фа-тиница" Зуппе (1887), "Цыганский барон" Штрауса (1889), "Иосиф в Египте"  Мегюля (1899) и др. В 80-е гг. на сцене т-ра впервые  были  осуществлены  пост. произведений  мировой  классики:  "Магомет"  Вольтера  (1885),  "Скупой" (1886), "Венецианский купец" (1888)  и  "Укрощение  строптивой"  (1889). Выдающимися актерами этого периода были: А. Альт-Якобсон,  А.  Лаас,  Э. Аллик-Ляте,  Э.  Яаниюри,  X.  Тех-нер,  К.  Биркхан,  А.  Конса,  К. Николаев-Михаила и др. Новый переломный этап в деятельности "В." начинается в нач. 20  в.  В 1906 заканчивается строительство нового театр. здания, в к-ром коллектив начинает свою деятельность как проф. т-р. Его режиссером  становится  К. Меннинг,  Он  составил  труппу  из  молодых  актеров,  любителей, подготовленных  К.  Юнгхолъцом,  и  нек-рых  актеров  труппы  А.  Вийры. Деятельность Меннинга в "В." характеризовалась последовательной  борьбой за  реалистич.  иск-во.  Он  требовал  от  актеров  строгой  простоты, подлинности  чувств,  слаженности  ансамбля,  особое  внимание  уделял развитию нац. драматургии. В эти  годы  в  т-ре  были  пост.:  "В  вихре ветров"  (1906),  "Оборотень"  (1911),  "Бог  мошны"  (1912)  Китцберга, "Неуловимое чудо" (1913),  "Домовой"  (1914)  Вильде,  "Паунвере"  Лутса (1912) и др. Из переводной драматургии: "Власть тьмы" (1908); "На дне" (1909);  "Столпы  общества"  (1907)  и "Враг народа" (1908) Ибсена; "Возчик Геншель"  (1907),  "Бобровая  шуба" (1907)  Гаупт-мана.  В  годы  руководства  Меннинга  в  т-ре  выросли талантливые актеры: А. Алыплейс-Хейслер, А. Маркус, Э. Тюрк,  А.  Сунне, А. Симм, А. Теэтсов, Л. Хан-зен и др. После ухода Меннинга из "В." (1914) в т-р пришел его ученик  А.  Симм (работал  до  1921),  к-рый  продолжал  реалистич.  принципы  Меннинга. Наиболее значит. пост. этого периода: "Три сестры" (1915),  "Дядя  Ваня" (1916); "Нахлебник" Тургенева  (1915),  "Ревизор"  (1916)  и  "Женитьба" (1916). В то же время, уступая вкусам мелкой буржуазии,  "В."  ставил  в эти  годы  развлекательные  пьесы.  В  1916  большая  часть  актеров, воспитанных Меннингом, покинула т-р. В годы буржуазно-националистич. диктатуры (1920- 1940) "В." переживал глубокий творческий кризис. В  т-ре  преобладал  безыдейный,  низкий  по художеств. уровню репертуар. Широкие массы трудящихся перестали посещать т-р. Нек-рое творческое оживление  намечается  в  последние  годы  бурж. периода  в  условиях  обостряющейся  классовой  борьбы.  Обновляется руководство т-ра, гл. режиссером становится К. Алуоя , режиссером  оперы - Э. У у ли, балетмейстером -  И.  Урбелъ.  Осуществляются  пост.  драм. спектаклей: "На задворках" Лутса (1935),  "На  дне"  (1938);  "Призраки" Якобсона (1939);  опер:  "Викерцы"  ("Викинги")  Аава  (1935),  "Евгений Онегин" (1939) и др.  Начинает  развиваться  балет.  Творческих  успехов достигают актеры: А. Рандвийр, А. Вайно, Р. Ратасепп, Э. Маазик, Л. Тубин, В.  Отсус  и др. Восстановление в Эстонии в  1940  Сов.  власти"  открыло  перед  "В." широкие творческие перспективы. Коллектив  пополнился  новыми  актерами. Художеств. руководителем становится К. Ирд\ режиссеры  -  К.  Алуоя,  Э. Уули, И. Урбель; худ.- В. Хаас; дирижеры - Ю. Симм и Э.  Тубин.  Впервые на эст. сцене появляются сов. пьесы, отражающие революц. события,"Гибель эскадры" Корнейчука (1940), "Беспокойная старость" Рахманова  (1940).  В сотрудничестве с т-ром  создается  первая  оригинальная  эст.  советская пьеса "Меч в воротах" Рауда (1941) о революц. событиях 1940  в  Эстонии. Ставятся  "Мещане"  (1941).  Среди  муз.  постановок:  "Тихий  Дон" Дзержинского (1940),. "Эсмеральда" Пуни (1941) - первая  самостоятельная пост. балетной труппы. Эта  плодотворная  работа  была  прервана  Отечественной  войной  и гитлеровской  оккупацией  (1941-  1944).  Оставшаяся  в  Тарту  часть коллектива "В." ставила гл. обр. классич. репертуар.  Была  осуществлена пост. первого эст. балета "Кратт" Тубина (1943, написан до войны). После освобождения Сов. Эстонии от фашистских оккупантов  (1944)  т-р "В." возобновил свою работу" Труппа пополнилась  актерами,  вернувшимися из  эвакуации,  художеств.  руководителем  снова  стал  К.  Ирд.  Лучшие спектакли 40-х гг.: "Жизнь в цитадели" (1946), "Борьба без линии фронта" (1947), "Два лагеря"  (1948)  Якобсона,  "Победители"  Чирскова  (1947), "Русский вопрос" (1947). В муз. коллективе пост. первая эст. сов.  опера "Огни мщения" Э. Каппа (1945). Театр  "В."  объединяет  все  жанры  сценич.  иск-ва-  оперу,  драму, оперетту и балет, одни и те же актеры выступают  и  в  муз.  и  в  драм. спектаклях. Центр. место в репертуаре "В." в 40-50-х  гг.  заняла  совр. тема. Т-р способствует развитию совр. эст. драматургии. Среди пост. 50-х гг. - "Незабываемый 1919-й" Вишневского  (Ст.  пр.  1951),  осуществлены пост.  пьес  эст.  авторов:  комедия  "Роберт  Великий"  (1957),  драма "Новогодняя ночь" Лийвеса (1958), комедия  "Лабиринт  блаженства"  Парве (1959), первые эст. сов. муз. комедии "Румму Юри" Арро и Нормета (1954), "Дороги сходятся" Сыбера (1957), детская  опера  "Зимняя  сказка"  Каппа (1958) и др. Значительными  событиями  стали  пост.  опер  "Берег  бурь" Эрнесакса (1949), "Певец свободы" Э.  Каппа  (1*950)  и  балета  "Тийна" Аустер (1958). Среди лучших  муз.  спектаклей  "В."  :  "Три  мушкетера" Бенацкого (1945), "Вольный ветер"  Дунаевского  (1948),  "Так  поступают все" Моцарта (1959). Среди пост. классич.  драматургии:  "Сваты-березки" Койдулы  (1945),  "Неуловимое  чудо"  Вильде  (1952),  "Железный  дом" Таммлаана (1954), "Лауритс" Китцберга (1955), "Кукольный  дом"  ("Нора") (1953); "Мера за меру" (1954) и "Венецианский  купец"  (1958)  Шекспира. Т-р ставит Островского, Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Райниса и др. Лучшие спектакли "В." отмечены  ансамблевостыо  исполнения,  остротой трактовки  драматургич.  материала,  смелостью  мизансцен,  тщательной отработкой массовых сцен, стремлением к яркости,  лаконичности.  В  т-ре выросли постановщики Э. Кай-ду, И.  Урбель,  У.  Вялъяотс,  Г.  Кильгас, художники-декораторы В. Пейлъ, Г. Сандер, дирижеры И. Харгель, Э. Кылар. Яркие  сценич.  образы  создали  актеры:  А.  Лаутер  (Городничий; Кююслаук"Лауритс"; Шейлок), В. Отсус (Лилли Эллерт -  "Неуловимое  чудо" Вильде, Нора, Любовь Яровая), Э. Тамул (Елена-"Мещане",  Эва  Мий-лас  - "Жизнь в цитадели" Якобсона, Ганна - "Заговор обреченных" В и  рты),  X. Пеэп (Кошкин - "Любовь Яровая"; Йесс-"Железный дом" Таммлаана, Саалеп  - "Неуловимое чудо"  Вильде),  X.  Вийсимаа  (Панова  -  "Любовь  Яровая", Порция- "Венецианский купец"; Уль-рика - "Лабиринт  блаженства"  Парве), А. Мялътон (доктор Мийлас - "Жизнь в цитадели"  Якобсона,  Яак  Неэме  - "Белая равнина" Таммлаана), Э. Ратасепп (Марфа - "Русские люди"; Констанция - "Обыкновенный человек" Леонова), Л. Ханзен  (Плиухкам  - "Кочан капусты", Лауги - "Проданная колыбельная" Лакснесса) и др. В 1956 т-р награжден орденом Трудового  Красного  Знамени.  В  труппе (I960): нар. арт. СССР А. Лаутер (в 1950-53  гл.  режиссер),  нар.  арт. Эст. ССР Л. Ханзен, засл. арт. Эст. ССР  X.  Вийсимаа,  А.  Мяльтон,  Э. Ратасепп, И. Люкки, А. Лаар,  Э.  Тамул,  В.  Отсус,  X.  Пеэп,  оперные артисты - Л. Марк, X. Коппа, Э.  Тордик,  В.  Хейн,  Л.  Юргенс  и  др., солисты балета: М. Маазик, Е. Позняк, Ю. Раннасте и др. Худ.  рук.  "В." (1944-50 и с 1959) - нар. арт. Эст. ССР К. Ирд, режиссеры  -  нар.  арт. Эст. ССР Э. Кайду, засл. деят. иск-в Эст. ССР У. Вяльяотс, гл. дирижер - Э. Кылар, балетмейстер - засл. деят.  иск-в  Эст.  ССР  И.  Урбель,  гл. художник - засл. деят. иск-в В. Пейль. Лит.:  Государственный  ордена  Трудового  Красного  Знамени  театр "Ванемуйне"  Эстонской  ССР,  Тарту,  1957;  Театры  Советской  Эстонии, Таллин, 1956. Э.К.,Х .Л.,К Mac.