ПОТЕНЦИАЛ ФИНАНСОВЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ ФИНАНСОВЫЙ - Совокупность первичных денежных доходов, получаемых на территории субъекта Федерации, включающая прибыль хозяйствующих субъектов и оплату труда занятых хозяйственной деятельностью. Потенциал финансовый определяет возможности осуществления производственного и непроизводственного накопления, а также достижения определенного уровня личного потребления населения в данном регионе.(Федерализм: Энцикл. слов.-М., 1997) В отличие от потенциала финансового финансовые ресурсы, которыми реально располагает субъект федерации для развития производства и инфраструктуры на своей территории (в т.ч. для реализации региональных инвестиционных программ), решения социальных и экологических проблем, осуществления функций территориального управления, складываются в результате перераспределительных процессов через налоговую систему и межбюджетные отношения. Располагаемые финансовые ресурсы региона включают доходы бюджета субъекта федерации с учетом субвенций, полученных из бюджета федерального, и др. бюджетных трансфертов; прибыль, остающуюся в распоряжении хозяйствующих субъектов после уплаты налогов, и располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей). Таким образом, располагаемые финансовые ресурсы региона зависят как от потенциала финансового, так и от принятой налоговой и бюджетной системы. Сопоставление потенциала финансового с располагаемыми финансовыми ресурсами региона характеризует направленность действующей налоговой и бюджетной системы, степень ее воздействия на решение задачи финансового выравнивания регионов. Потенциал финансовый в первую очередь определяется финансовым положением предприятий, расположенных на территории данного региона (уровнем рентабельности, долей убыточных предприятий, массой создаваемой прибыли). В условиях дезорганизации платежно-расчетных отношений может иметь место существенное искажение величины потенциала финансового ввиду значительных размеров взаимных неплатежей покупателей и поставщиков, устойчивой задолженности по оплате труда. Превышение просроченной дебиторской задолженности предприятий (суммы долгов, причитающихся этим предприятиям) над кредиторской (суммой просроченных долгов самих этих предприятий) означает, что потенциал финансовый в действительности выше, чем это следует из статистических данных о полученной прибыли и убытках, и при урегулировании проблемы неплатежей возрастет на величину, пропорциональную сальдо просроченной задолженности. Превышение суммарной просроченной кредиторской задолженности над дебиторской соответственно завышает потенциал финансовый. Имеющая место в значительных размерах задолженность по оплате труда ведет к недооценке потенциала финансового на соответствующую величину. Еще в большей степени нарушения платежной дисциплины сказываются на определении располагаемых финансовых ресурсов региона. В этом случае к проблеме просроченной задолженности покупателей и поставщикам добавляется уклонение от уплаты налогов хозяйствующими субъектами и нарушения бюджетной дисциплины как со стороны отдельных субъектов федерации, так и центральных федеральных органов исполнительной власти, достигающие остроты "бюджетных войн". В результате состояние территориальных бюджетов может существенно искажать реальное финансовое положение регионов как в сторону искусственного улучшения (при зачислении в бюджеты субъектов Федерации части налоговых поступлений, которая в соответствии с действующим законодательством должна поступать в федеральный бюджет), так и в сторону ухудшения (при задержке перечисления соответствующих поступлений из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации).(Федерализм: Энцикл. слов.-М., 1997)