ПРАВО НАЛОГОВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ
ПРАВО НАЛОГОВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ - Подотрасль международного права, совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения по налогообложению, осложненные иностранным элементом.(Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Слов.-справ.-М., 1997) Основными целями международного сотрудничества в налоговой сфере являются :устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков, предотвращение уклонения от налогообложения, гармонизация налоговых систем в целях создания единого рынка. В результате развития такого сотрудничества увеличивается количество международных налоговых соглашений, которые позволяют не только достигнуть компромисса при разделе налоговых поступлений и обеспечить экспортерам защиту товаров и капитала, но и установить наиболее благоприятный режим для инвестиций, а в результате - для завоевания новых товарных рынков и получения доступа к ресурсам других государств. Важнейшим источником международного налогового права (как и международного права вообще) является международный договор, если он является добровольным и равноправным волеизъявлением заключивших его государств и не противоречит общепризнанным нормам международного права. В настоящее время в мире заключено более 400 международных налоговых соглашений, цель которых - избежать двойного налогообложения с помощью определения налоговой юрисдикции каждого из договаривающихся государств. Налоговые соглашения имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются соглашениями между государствами, а с другой - после их инкорпорации в национальное право они становятся внутригосударственными законами, обязательными для резидентов договаривающихся государств, действующих прямо или косвенно в другом договаривающемся государстве. Согласно Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения содержат положения о взаимосогласительной процедуре. К ней прибегают в тех случаях, когда налогоплательщик или группа налогоплательщиков считают, что подвергаются дополнительному налогообложению из-за несоответствия национальных законов положениям договора. Договаривающиеся государства могут согласиться об устранении или уменьшении двойного налогообложения в определенных обстоятельствах. Существующие международные налоговые соглашения можно разделить на две группы: а) собственно налоговые соглашения; б) договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы. В первую группу входят ограниченные и общие налоговые соглашения, а также соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам. Основным критерием для отнесения налоговых соглашений к ограниченным является распространение их на конкретный вид налога, конкретный вид плательщика и т.п. К ним относятся, в частности, соглашения об устранении двойного налогообложения в области морских и воздушных перевозок (например, соглашение между СССР и Аргентиной 1979 г.), о налоговом режиме отдельных компаний, об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам, лицензионных платежей и наследств, а также соглашения, распространяющиеся на налоги и взносы, взимаемые по системе социального страхования. К общим налоговым соглашениям относятся, прежде всего, международные договоры, носящие рекомендательный характер, в частности, Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о налогообложении доходов и капитала 1992 г. (ранее - Типовые конвенции об устранении двойного налогообложения доходов и капитала 1963 и 1977 гг.). Эти договоры являются основой большинства действующих налоговых соглашений. В настоящее время ограниченные налоговые соглашения вытесняются общими, которые охватывают обычно все вопросы, относящиеся к взаимодействию государств в сфере налогообложения, и дополняются особыми соглашениями об административной взаимопомощи по налоговым вопросам, или эти вопросы включаются непосредственно в тексты общих налоговых соглашений. Основную часть общих налоговых соглашений составляют двусторонние акты об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Российской Федерацией в настоящее время заключено около 30 двусторонних налоговых соглашений, в том числе и со странами СНГ. Примером соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам может служить Соглашение между Российской Федерацией и Узбекистаном о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства 1995 г. Ко второй группе (международные договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы) относятся следующие: 1. Соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами, в которых обычно присутствует Положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении физическим и юридическим лицам другой стороны такого же налогового режима, как и своим гражданам и компаниям. Однако при этом оговаривается, что каждая сторона сохраняет за собой право предоставления в будущем своим гражданам и компаниям налоговых льгот без обязательного их распространения на граждан и компании другой стороны. 2. Торговые договоры, предусматривающие применение режима наибольшего благоприятствования для товаров (услуг), ввозимых из страны-партнера. В отношении налогов эти договоры обычно распространяются только на таможенные пошлины, однако могут касаться и правил налогообложения вообще. Кроме того, существуют чисто таможенные соглашения, в том числе многосторонние, например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое фактически является многосторонним соглашением по косвенному налогообложению. 3. Специфические международные соглашения, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их местонахождения; например, соглашение США с ООН о размещении штаб-квартиры организации в Нью-Йорке. В подобные соглашения, наряду с правилами размещения и функционирования организаций на территории принимающей страны, включаются и налоговые льготы для этих организаций и их сотрудников, а также представительств государств при этих организациях.(Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Слов.-справ.-М., 1997)