ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННАЯ - Комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и иных мероприятий. Направлен на решение приоритетных задач развития государства; инструмент прямого регулирования экономики.(Федерализм: Энцикл. слов.-М., 1997) Термин "программа государственная" применяется и в более широком смысле - при финансировании различных мероприятий исходя из бюджетных возможностей государства. Программы государственные подразделяются: по содержанию - на научно-технические, инновационные, социальные, инвестиционные, экономические, оборонные, региональные и др.;по уровню разработки и значимости решаемых проблем - на общегосударственные (национальные, федеральные) и региональные (общенационального значения, разрабатываемые и финансируемые на уровне государства, разрабатываемые и финансируемые на уровне территории и предполагающие решение конкретных, значимых именно для этой территории задач);по способам управления и финансирования - на программы т.н. "жесткого типа";функциональные программы;программы субсидий. Программы жесткого типа управляются и финансируются в рамках действующих государственных ведомств при обязательном характере принимаемых решений в соответствии с традиционной иерархией подчиненности. Программы функционального типа имеют вневедомственный характер, управляются и финансируются в зависимости от конкретных функций, выполняемых в процессе разработки и реализации программы. В этом случае обычно используются гибкие формы управления, создаваемые для реализации определенной программы или серии программ определенного типа. Такого рода структуры (фонды, консорциумы, ассоциации и т.д.) действуют, как правило, на некоммерческой основе, привлекая финансовые, материальные, кадровые и иные ресурсы заинтересованных участников и добиваясь строго целевого их использования. Программы субсидий предполагают государственное финансирование различных мероприятий без создания специальных организационных форм их реализации. В условиях реформирования российской экономики государственным целевым программам отводится роль основного инструмента структурной политики. Определяющим при отборе проблем для программной проработки становится критерий существующих бюджетных ограничений всех уровней. В составе пакета документов по формированию федерального бюджета утверждается Перечень программ целевых федеральных, предполагаемых к финансированию из федерального бюджета. В 1995 г. он включает в себя около 50 программ, в том числе Региональную программу социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области, выполнению которой придано общегосударственное значение.(Федерализм: Энцикл. слов.-М., 1997)