ТОРГОВЛЯ ЛИЦЕНЗИОННАЯ
ТОРГОВЛЯ ЛИЦЕНЗИОННАЯ - 1. Форма обмена научно-технической продукцией в виде лицензий, патентов, ноу-хау.(Коноплицкий В., Филина А. Это - бизнес: Толковый слов. эконом. терминов.-Киев, 1996) 2. Форма международной торговли технологией.(Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000) Предметом лицензионной торговли служат патентные и бесплатные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков.(Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000) В международной практике является средством проникновения на новые рынки. Базируется на лицензионных соглашениях, по которым владелец передает покупателю право на использование патента, торговой марки и т.п. на определенный срок в обмен на оговоренное вознаграждение.(Толковый словарь финансово-бухгалтерских терминов и понятий / Сост. Е.Д. Чацкис.-Донецк, 1996) Лицензионная торговля играет все возрастающую роль наряду с иностранными инвестициями и экспортом наукоемкой продукции. Развитию экспорта технологии на основе лицензионных соглашений способствует и строительство за рубежом комплексных предприятий. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является существенное повышение ее доходности. Расширилась практика продажи лицензий на побочные технологические процессы и на отдельные изобретения при сохранении монополии на технологию изготовления готового продукта. В результате бурного роста международной торговли лицензиями и патентами и нелицензионными "ноу-хау" сформировался специфический рынок со своими особенностями и закономерностями. Международная торговля лицензиями и "ноу-хау" стала важной составной частью современной мировой торговли, фактором ускорения международного товарооборота.(Додонов В.Н. и др. Право международной торговли: Слов.-справ.-М., 1997) Подобные сделки могут быть выгодны как продавцу (лицензиару), так и покупателю (лицензиату). Так, например, лицензиат обязуется покупать необходимые для изготовления данного товара детали (узлы, запасные части и т.п.) только у продавца. И покупатель, приобретая лицензию, получает определенную выгоду, ибо во многих случаях покупка лицензии оказывается дешевле, чем выполнение собственных научных или опытно-конструкторских разработок. К тому же значительно экономится и время, что является немаловажным при конкуренции. Вместе с тем при продаже лицензии могут быть ограничены не только границы, но и объемы использования, а лицензиат, как правило, несет ответственность за качество выпускаемой по лицензии продукции и в большинстве случаев оплачивает лицензиару вознаграждение в оговоренных заранее суммах вне зависимости от наличия прибыли (убытков) от реализации (использования) предмета лицензионной торговли.(Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997)