ТРАНЗИТИВНОСТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ТРАНЗИТИВНОСТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ - В теории потребительского спроса - предположение, что потребители подчиняются аксиомам рациональности и другим аксиомам поведения, которые в совокупности образуют поддающуюся проверке теорию поведения потребителей.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997) Хотя имеют место некоторые различия в терминологии, обычно приводятся шесть аксиом, используемых в теории потребительского спроса, базирующейся на анализе кривых безразличия. К этим аксиомам относятся: 1. Аксиома полноты, которая утверждает, что потребитель имеет возможность "заказать" любые доступные комбинации товаров в соответствии со своими предпочтениями. 2. Аксиома транзитивности, которая утверждает, что если некоторая комбинация (А) товаров предпочитается другой комбинации (В), а В, в свою очередь, предпочитается С, то (вследствие транзитивности) А предпочитается С. Транзитивность применима также и к ситуациям безразличия. Нарушение аксиомы транзитивности обычно истолковывают как проявление иррациональности. 3. Аксиома отбора, которая утверждает, что потребитель стремится к своему наиболее предпочтительному состоянию. Аксиомы с первой по третью обычно называют аксиомами рациональности. Остальные аксиомы фактически представляют собой допущения, касающиеся поведения потребителя. К ним относятся: 4. Аксиома доминирования, которая утверждает, что потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему. Это утверждение известно также под названием аксиомы "жадности", аксиомы "ненасытности" или аксиомы монотонности. 5. Аксиома непрерывности, которая утверждает, что имеется набор точек, образующих границу (кривую безразличия), разделяющую расположенные в товарном пространстве комбинации товаров на предпочтительные и непредпочтительные. Проще говоря, данная аксиома утверждает, что кривая безразличия представляет собой линию, а не "пятно". 6. Аксиома выпуклости (предпочтений) предполагает, что кривая безразличия выпукла относительно начала координат. Аналогичные аксиомы необходимы для теории выявленных предпочтений.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997)