О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Фа Фб Фв Фг Фд Фе Фж Фз Фи Фй Фк Фл Фм Фн Фо Фп Фр Фс Фт Фу Фф Фх Фц Фч Фш Фщ Фъ Фы Фь Фэ Фю Фя
 

ФЕДЕРАЛИЗМ

ФЕДЕРАЛИЗМ - 1. Одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер. 2. С 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий 3. Политическое движение за федеративное устройство.(Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002) 1. Субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы; одновременно существует единое федеративное (союзное) гражданство и гражданство союзных единиц. Объединения государств на принципах федерализма существовали в Древней истории и средние века. Однако по существу федерализм - явление Новой истории. В социально-политическом отношении принципы федерализма внутренне связаны с философией естественного права и теорией конституционализма (парламентаризм, представительная демократия), с формированием гражданского общества и рождением института нации как согражданства населения различных этнических групп, объединенных данной государственностью. В социально-экономическом отношении принципы федерализма могут быть реализованы только на основе развития внутреннего рынка страны (первоначально его основой везде был аграрный рынок), который стягивает единым обручем все материальные потенции субъектов федерации для удовлетворения всей массы потребностей данного государства и для международной экономической экспансии, а также протекционистской направленности внешнеэкономической политики федеративного центра, создания им условий для развития национального производственного потенциала (включая и возможности притока средств из колониальных, полуколониальных и др. зависимых стран). Учитывая позитивный опыт западных стран, федеративное устройство государства пытались использовать многие страны мира. Однако историческая практика показала, что принципы федерализма не во всех странах могут привести к желаемым результатам, особенно там, где государственность испытывает мощное влияние национально-регионального фактора. Поэтому в современных условиях возникает вопрос о более тесной связи принципов федерализма с вопросом национальным. Эта проблема актуальна для всех стран мира, включая и государства западной цивилизации. Однако в полной мере она заявляет о себе в государствах др. социокультурных типов цивилизаций - Индии, Пакистане, России и в ряде стран СНГ (Казахстане, Украине, Молдове, Грузии). Формы федерализма отражают изменение взаимоотношений властных структур разных уровней в рамках общих принципов федерализма. В процессе исторического развития конкретные формы федерализма даже в развитых странах постоянно меняются, отражая различные варианты взаимоотношений между федеральной (центр) властью и субъектами федерации прежде всего в области экономики (денежная политика, налоги, кредит и т.п.). Не существует единого мнения о числе форм федерализма, хотя можно выделить три наиболее известные:договорную,централистскуюкооперативную. Эти формы позволяют проследить исторические тенденции развития социально-экономических основ федеративной государственности. Им соответствует и определенный экономический механизм взаимодействия властных структур разных уровней.(Федерализм: Энцикл. слов.-М., 1997)