ФЕДЕРАЛИЗМ БЮДЖЕТНЫЙ
ФЕДЕРАЛИЗМ БЮДЖЕТНЫЙ - Распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М., 2003) Это многоуровневая бюджетная система государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Данный термин употребляется не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов: 1) равноправие всех членов федерации в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений; 2) разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансирования расходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенции того или иного уровня власти, так и отсутствие такого права; 3) самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложения за центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение одних и тех же объектов. Основу бюджетного федерализма составляет конституционное разграничение полномочий или предметов ведения между федерацией или центром и ее субъектами. Разграничение может носить как форму закрепления тех или иных сфер за соответствующим уровнем правительства, так и определения сферы компетенции одного из уровней и сфер совместного ведения (как это имеет место в Конституции РФ).(Федерализм: Энцикл. слов.-М., 1997)