О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ша Шб Шв Шг Шд Ше Шж Шз Ши Шй Шк Шл Шм Шн Шо Шп Шр Шс Шт Шу Шф Шх Шц Шч Шш Шщ Шъ Шы Шь Шэ Шю Шя
 

ШКОЛА КЛАССИЧЕСКАЯ

ШКОЛА КЛАССИЧЕСКАЯ - Экономическая мысль периода с середины XVIII до середины XIX в., значительный вклад в которую сделали британские ученые.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997) Главными представителями классической школы были Смит, Рикардо, Мальтус, Сэй, Сениор и Дж.С. Милль. Теория классической школы изучала в основном экономический рост и развитие, а также исследовала природу и источники богатства наций, распределение национального продукта между собственниками факторов производства в условиях роста населения, ограниченных ресурсов и свободной конкуренции в рамках экономики свободного предпринимательства. Упор делался на накопление капитала, расширение рынков и разделение труда. Классическая экономическая теория была ориентирована на рекомендации экономической политики, хотя возможность государственного вмешательства обосновывалась прагматическими соображениями, особенно в случае несостоятельности рынка. Для сменившей ее неоклассической теории была характерна статическая точка зрения, она уделяла особое внимание изучению принципов, определяющих эффективное распределение ресурсов. Классическая теория изучала также микроэкономические проблемы. Классическая теория ценности (стоимости) делала акцент на затратах производства и трудовой теории стоимости, тогда как неоклассическая теория подчеркивала субъективные аспекты ценности. В неоклассической теории все цены определяются одними и теми же силами (предложением и спросом и лежащими в их основе издержками и потребностями), тогда как классическая теория полагалась на специальные теории. Цены на продукты выводились из "естественных норм вознаграждения" факторов, участвующих в их производстве, - вознаграждения собственнику земли, т.е. ренты, определяемой ограниченностью земли и разницей плодородия различных участков, и заработной платы, определяемой долгосрочной стоимостью средств для существования работника, а прибыль получалась в качестве остатка. В отличие от других школ, за исключением теории Маркса, классическая школа имела свою теорию народонаселения, поскольку мальтузианский подход был принят большинством ее членов. Слабость классической школы заключалась в неадекватной трактовке совокупного спроса и неясности в вопросе о том, что определяет предложение капитала для обеспечения фонда заработной платы и физических инвестиций. В вопросе методологии классическая школа распалась на два лагеря. В одном лагере были те, кто следовал индуктивному методу, например Смит, формулировавший эмпирические предпосылки, выводивший эмпирические законы, обоснованные этими предпосылками, и проверявший полученные результаты другими эмпирическими данными. Самым известным представителем второй группы был Рикардо, следовавший дедуктивному методу, который заключался в том, что он формулировал гипотетические предпосылки, делал на их основе заключения, не пытаясь установить истинность полученных результатов. Эту процедуру Шумпетер в своей "Истории экономического анализа" назвал "рикардианским пороком".(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997)