О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Эа Эб Эв Эг Эд Эе Эж Эз Эи Эй Эк Эл Эм Эн Эо Эп Эр Эс Эт Эу Эф Эх Эц Эч Эш Эщ Эъ Эы Эь Ээ Эю Эя
 

ЭКСТЕРНАЛИИ

ЭКСТЕРНАЛИИ - Издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением блага.(Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов.-М., 2001) Внешние эффекты связаны с взаимозависимостью функции полезности и производственной функцией (например, сброс в реку стоков целлюлозно-бумажного комбината уменьшит количество рыбы ниже по течению, то есть создаст внешний эффект для рыбака). Внешние эффекты иногда называют внешними положительными и отрицательными эффектами или эффектами соседства. Иногда используется и термин "технологические внешние эффекты", в котором прилагательное "технологические" введено для отличия этих явлений от денежных внешних эффектов. Приносящие пользу внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами и характерны тем, что они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы случайно опылят их растения. Внешний эффект является отрицательным, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Примерами этого могут быть многочисленные формы загрязнения окружающей среды. Существует также разделение между предельными и интрамаржинальными внешними эффектами. В первом случае малые изменения уровня активности создающего эффект субъекта оказывают влияние на производительность или полезность у воспринимающего эффект объекта. Во втором случае, хотя эффект и имеет место, малые или предельные изменения уровня активности создающего его субъекта не оказывают какого бы то ни было влияния на производительность или полезность для внешнего субъекта. Внешний эффект соответствует оптимальности по Парето тогда, когда деятельность первого предприятия (создающего эффект) может быть изменена таким образом, чтобы улучшить положение второго (воспринимающего эффект) без ущерба первому, то есть в тех случаях, когда торговля принесет чистую выгоду. Внешние эффекты возникают в результате отсутствия рынков чистого воздуха, тишины, покоя и т.д. Главным, но не единственным источником такой несостоятельности рынка является невозможность определить и реализовать права собственности.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997) См. также: Теорема Коуза