ЭФФЕКТ ХОТОРНА
ЭФФЕКТ ХОТОРНА - Общепринятая психологическая теория, утверждающая, что поведение личности или группы изменяется в сторону удовлетворения ожиданий исследователя в тех случаях, когда личность или группа знают, что за их поведением наблюдают.(Тоффлер Б.Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов.-М., 2000) При планировании исследований потребителей этот фактор необходимо учитывать путем сообщения или сохранения в тайне целей исследования и финансирующих организаций. Например, если испытательной группе сообщают, что они будут проверять средство для подавления аппетита, то вся группа станет есть меньше. Такое поведение было впервые отмечено в 1920-е гг. исследовательской группой, выполнявшей работы в соответствии с планом Хоторна компании "Вестерн Электрик". Исследуя влияние освещенности в цехе на производительность, ученые установили, что производительность растет независимо от условий освещения.(Тоффлер Б.Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов.-М., 2000)