ВОПРОС ЗАКРЫТЫЙ
ВОПРОС ЗАКРЫТЫЙ - Разновидность формулировки вопроса, содержащая возможные варианты ответов (закрытия), из которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов.(Управление организацией: Энциклопедический словарь.-М., 2001) Логическая структура закрытого вопроса включает побудительную часть, содержащую собственно предмет (предикат) вопроса, и ответную часть, содержащую ожидаемые, возможные варианты ответов. В современных опросах закрытые вопросы преобладают по нескольким причинам, имеющим преимущественно организационно-экономический характер. Закрытые вопросы считаются удобными при сборе данных, поскольку увеличивают заполняемость анкет, сокращая число неответивших; позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки непосредственно в процессе опроса; стандартизируют ответы респондентов, позволяя получать распределение ответов в заранее заданном числе позиций. В зависимости от числа выбираемых ответов и типа логических задач, решаемых респондентом при формировании ответа на вопрос, закрытые вопросы делятся на разновидности: а) дихотомические вопросы ("да" - "нет"), где респондент может выразить согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа или выбрать одну из двух предложенных альтернатив; б) шкальные вопросы оценочного характера, в которых респондент должен соотнести свое мнение (поведение и т.п.) с одним из делений предложенной шкалы. Если деления шкалы формулируются в виде суждений, то формулировки не должны пересекаться по смыслу; они должны быть однозначными, хорошо различимыми, исключающими возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответов; в) вопросы-кафетерии ("меню"), предлагающие выбор неограниченного числа вариантов ответов или отбор заданного числа ответов (чаще всего по критерию важности предпочтительности, значимости). Иногда предлагается задача ранжирования вариантов ответов, т.е. их иерархическое упорядочение по степени значимости для респондента. Использование закрытых вопросов при изучении мнений является адекватным в том случае, когда познавательная задача состоит в выяснении согласия респондентов с предложенными вариантами мнений, оценок или суждений, т.е. исследовательский вопрос формулируется так: выяснить, какие группы опрашиваемых согласны с каким-либо из предложенных мнений.(Управление организацией: Энциклопедический словарь.-М., 2001)