О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ

ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ - Разновидность формулировки вопроса, при которой логическая структура вопроса включает только побудительную часть и предикат вопроса, но не включает специально разработанной ответной части.(Управление организацией: Энциклопедический словарь.-М., 2001) Область возможных и ожидаемых ответов задается смысловым содержанием ключевых слоев побудительной части вопроса. Предопределенность ответа на вопрос зависит только от обозначения предиката вопроса и от точности его адресования (учет информированности респондента, его компетентности, желания отвечать), от оценки респондентом остроты вопроса зависят и другие социально-психологические характеристики. Респондент самостоятельно формулирует ответ на вопрос, то есть влияние исследователя на процесс формулирования ответа в данном случае значительно меньше, чем при использовании закрытого вопроса. Особенности ответов на открытые вопросы, которые долгое время оценивались как недостатки в связи с трудностями их обработки и анализа, позднее были осознаны как объективные познавательные возможности этого вида вопросов. Открытые вопросы стали применяться в тех случаях, когда задачей социолога является выяснение информированности опрашиваемых, актуализированных представлений о предмете опроса, навыков вербализации, особенностей языка. Открытые вопросы в современной исследовательской ситуации чаще всего применяются в пробных исследованиях для разработки вариантов ответов в закрытых вопросах. Их доля в анкетах, используемых в массовых опросах, невелика - редко превышает 8-10%. Открытые вопросы. традиционно используются в конце анкеты для сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений о предмете опроса; они популярны в анкетах для опроса экспертов, когда сохранение уникальности индивидуальных мнений экспертов является целью опроса; применяются также в свободных, фокусированных и других видах интервью с малой степенью стандартизации. Они также могут представлять ценную информацию в исследованиях общественного мнения.(Управление организацией: Энциклопедический словарь.-М., 2001)