О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
За Зб Зв Зг Зд Зе Зж Зз Зи Зй Зк Зл Зм Зн Зо Зп Зр Зс Зт Зу Зф Зх Зц Зч Зш Зщ Зъ Зы Зь Зэ Зю Зя
 

ЗОНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

ЗОНА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ - Прилегающая к территориальному морю полоса открытого моря шириной до 200 миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву.(Энциклопедия предпринимателя / С.М. Синельников и др.-СПб., 1994) Термин (зона экономическая), использовавшийся в национальном законодательстве до вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для обозначения находящегося за пределами территориального моря (территориальных вод) района открытого моря, который подпадает под особый правовой режим и именуется согласно части V этой Конвенции исключительной экономической зоной.(Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002) Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство в экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как: производство энергии путем использования воды, течений и ветра; создание и использование искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав прибрежное государство должно учитывать права других государств. Все государства при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции пользуются в экономической зоне свободами судоходства и полетов, включая военное мореплавание, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам (такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей, трубопроводов) и совместимыми с другими положениями конвенции. Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в неблагоприятном географическом положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов экономической зоны. Условия и порядок такого участия устанавливаются заинтересованными государствами посредством соответствующих соглашений. Конвенция предусматривает также положения, касающиеся управления и сохранения отдельных видов рыб, а также млекопитающих.(Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.-М., 1997) В отличие от территориального моря (12 миль), которое входит в состав государственной территории, морская экономическая зона не является частью государственной территории. В то же время государство имеет суверенное право на естественные ресурсы экономической зоны и обладает юрисдикцией в отношении сооружений в этой зоне. Морская экономическая зона устанавливается для сохранения и оптимального использования ресурсов, защиты экономических интересов государства.(Таможенное дело: Слов.-справ.-СПб., 1994)