О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КОРПОРАТИВИЗМ

КОРПОРАТИВИЗМ - Экономическая система организации развития общества, в которой ведущая роль и регламентирующее начало в гармонизации интересов различных социальных слоев и групп общества принадлежат объединенным профессиональным организациям предпринимателей (работодателей) и наемных работников, общественным ассоциациям и государству.(Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов.-М., 2001) Через эти профессиональные объединения реализуются, разрешаются и (или) сглаживаются противоречия основных социальных партнеров: профсоюзов, выражающих интересы наемных работников, организаций предпринимателей и общественных ассоциаций (организаций), что позволяет рассматривать корпоративизм как институциональную форму. Посредником и арбитром в корпоративной модели развития общества выступает государство, которое должно исходить из необходимости гармонизации интересов всех партнеров-участников, чтобы гарантировать поступательное развитие общества, а не отдельной социальной группы, обеспечивая благоприятные условия развития национального хозяйства и устойчивый экономический рост. Ведущую роль при этом играют институты и механизмы социального партнерства. Корпоративизм базируется на различных формах ассоциированной собственности, и прежде всего на акционерной (корпоративной) собственности и ее разновидностях: страховых, пенсионных, инвестиционных фондах и различных ассоциациях. Корпоративная модель экономического развития широко используется в развитых странах, в частности в Австрии, Швеции, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах, Японии, где она получила название корпоративной модели смешанной экономики. Классической страной такой модели считается Австрия, в которой действует разветвленная система консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий и других организаций как на общегосударственном, так и на отраслевом уровнях. Их задача - достижение согласия в определении экономической стратегии, а также решение текущих вопросов в социально-экономической сфере. Отличительная черта корпоративной модели заключается в возможности достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, который, как показывает практика, является важным фактором, определяющим преимущества данной модели в области роста общественного благосостояния, экономической эффективности, социальной справедливости. В тех странах, где корпоративизм не получил широкого развития, согласование интересов, поиски консенсуса идут на основе обычного традиционного политического процесса с участием партий, профсоюзов, правительства, парламента (плюралистическая модель смешанной экономики). Здесь борьба интересов носит острый характер, выявляя серьезные минусы такой модели по сравнению с корпоративным ее вариантом с точки зрения как экономической эффективности, так и социальной справедливости в долгосрочной перспективе. Классическая страна такой модели - США.(Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов.-М., 2001)