МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ ТАНКЕРОВ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ ТАНКЕРОВ - Международная федерация по ограничению ответственности владельцев танкеров в случае загрязнения.(Словарь страховщика / Ефимов С.Л. и др.-М., 2000) Основана в 1969 г. в Лондоне при непосредственном участии семи ведущих нефтяных монополий: "Бритиш петролиум", "Эссо", "Галф ойл", "Мобил ойл", "Шелл", "Стандарт ойл", "Тексако". Целью ТОВАЛОП является побуждение участвующих в соглашении владельцев танкеров к ликвидации загрязнений от разлитой нефти, давая возможность таким владельцам покрыть расходы на очистку страховым возмещением. Задачей ТОВАЛОП является защита от загрязнения побережья (районов, прилегающих к морю, внутренних водных путей, заливов, озер, гаваней и устьев рек, включая береговые сооружения, расположенные на них). Участником ТОВАЛОП может стать любой судовладелец, имеющий танкер, предназначенный для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, тяжелого дизельного горючего, смазочных масел). В настоящее время членами ТОВАЛОП являются владельцы 90% танкерного флота мира. Каждый судовладелец, вступающий в ТОВАЛОП, должен представить доказательство платежеспособности по возмещению ущерба, который может быть причинен загрязнением. Документом, удостоверяющим присоединение к ТОВАЛОП, является "Сертификат ТОВАЛОП". Член ТОВАЛОП обязан извещать федерацию о всех случаях слива нефти с принадлежащего данному судовладельцу танкера, о принятых мерах по ликвидации загрязнения, а также о предъявлении к нему исков каким-либо правительством. В случае слива в море с принадлежащего ему танкера по его вине сырой нефти, тяжелого дизельного топлива или смазочных масел член ТОВАЛОП обязан ликвидировать слив, либо принять за свой счет меры по уменьшению загрязнения, которое причинено или угрожает побережью какого-либо государства, либо возместить соответствующему правительству убытки по ликвидации или уменьшению такого загрязнения. При этом предел имущественной ответственности значительно колеблется, а общая сумма иска не должна превышать 10 млн. долларов. Участник ТОВАЛОП несет ответственность перед правительством также в том случае, если не сможет доказать, что слив нефти в море произошел не по его вине. Бюджет ТОВАЛОП складывается из членских взносов, которые определяются по тоннажу флота. Кроме того, член ТОВАЛОП производит определенное отчисление от суммы страховой премии (0,2 цента с брутто-регистровой тонны танкера, перевозящего светлые и темные сорта нефтепродуктов). Согласно ТОВАЛОП владелец танкеров будет возмещать правительствам расходы, понесенные ими в различных пределах в целях предотвращения загрязнения или очистки прибрежной полосы, загрязненной в результате допущенного по небрежности слива нефти. Каждая судоходная компания - участник ТОВАЛОП сама отвечает за ущерб от загрязнения перед потерпевшим правительством. Участники ТОВАЛОП не отвечают друг за друга. ТОВАЛОП не отвечает по обязательствам отдельных участников. Своеобразие ТОВАЛОП в том, что ни одно правительство формально не является участником соглашения о создании ТОВАЛОП. Действие этой системы рассчитано на фактическое ее признание отдельными правительствами как подходящего, быстрого и эффективного способа компенсации ущерба от возможного загрязнения нефтью их территории постоянными морскими перевозчиками нефтепродуктов. Правительство предъявляет иск владельцу танкера по истечении года после даты вменяемого в вину слива нефти. Если владелец танкера добровольно не возмещает расходы, правительство вправе заставить сделать это через арбитраж согласно правилам Международной торговой палаты. Если владелец танкера не признает предъявляемых ему претензий, то правительство передает дело в арбитраж по истечении двух лет после даты вменяемого в вину слива нефти. При этом бремя доказательств того, что нефть была слита с танкера, лежит на правительстве.(Ефимов С.Л. Экономика и страхование: Энцикл. слов.-М., 1996)