МЕНЕДЖМЕНТ
МЕНЕДЖМЕНТ - 1. Управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью интенсификации производства и увеличения прибылей. 2. Наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями.(Энциклопедия предпринимателя / С.М. Синельников и др.-СПб., 1994) 3. Руководство предприятия, фирмы, руководящий орган.(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М., 2003) Менеджмент можно рассматривать как науку, изучающую природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления и имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчеты, коммуникационные системы, разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие.(Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов.-М., 2001) Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления как тип управления, родившийся в условиях свободного предпринимательства, конкуренции, экономической мотивации. Его антиподом может быть командно-административное, технократическое, планово-директивное, авторитарное управление. Это вовсе не означает, что менеджмент - наилучший тип управления, максимально эффективный. В условиях нормально функционирующей рыночной экономики это наиболее приемлемый тип управления, но при возникновении, например, сложных кризисных ситуаций не исключено усиление тенденций технократического управления и административных подходов к решению проблем. Понимание менеджмента как типа управления в меньшей мере выражено в западных учебниках по менеджменту, потому что там управление формировалось в процессах естественного развития рыночной экономики. Но для России такое понимание более важно и в определенной мере закономерно, потому что в истории развития экономики России были периоды, при которых как в масштабах народного хозяйства в целом, так и в масштабах каждого отдельного государственного предприятия сложились традиции административного управления. Менеджмент для России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления, изменение системы управления по потребностям и условиям рыночных отношений. Основными признаками менеджмента как типа управления можно считать следующие: 1) исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит свое выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде; 2) в подходах, принципах и методах управления отдается явный приоритет экономическим средствам и методам управления. Наиболее явно это проявляется в маркетинге - управлении, ставящем в центр внимания интересы потребителя; 3) менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу. Менеджменту надо учиться, осваивая область экономических и социально-психологических знаний; 4) в организационном отношении для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями, организация инновационного типа, т.е. отзывчивая к нововведениям; 5) менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Нередко менеджмент вообще отождествляют с искусством управления.(Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996) См. также: Коммуникации в менеджменте