МЕТОД СРАВНЕНИЯ
МЕТОД СРАВНЕНИЯ - Универсальный логический прием познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие изучаемых (исследуемых) объектов, явлений путем их сопоставления.(Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997) Вещи познаются в сравнении. Чтобы познать новое, неизвестное, необходимо его сопоставить, сравнить со старым, известным. При помощи сравнений, применяемых с другими приемами, выявляют причины и следствия, устанавливают закономерности, взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Применение метода сравнения предполагает сравнимость сопоставляемых величин в части взаимосвязанности и однородности по содержанию (например, если осуществляется сравнение работы промышленности во времени или по территории, она должна быть однородной - добывающая или обрабатывающая, химическая или металлургическая и т.д.); единства оценки (одинаковых единиц измерения не только по названию, но и по содержанию главных компонентов); календарных сроков; устранения различий в показателях и методике их расчетов (так, если сопоставляемые показатели подсчитаны по различным методикам, нельзя сравнивать объемы промышленной продукции за разные периоды, когда в один включена стоимость переработанных полуфабрикатов своего производства, в другой - нет); одинакового круга сопоставляемых объектов и показателей; сравнимой территории, охватываемой сопоставляемыми величинами; объема и ассортимента продукции; типа производства и других условий. Сравнимость данных необходима не только при формировании обобщающих показателей, но и при использовании полученных при анализе работы предприятия и отраслей. Сравниваются отдельные текущие показатели с плановыми, плановые и текущие - с показателями предшествующих периодов (месяц, квартал, год), между подразделениями предприятия и отдельными фирмами, предприятиями объединения. План, предшествующий период, аналогичный объект - основные виды сравнения, критерии оценки достижений или возможных убытков.(Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997)