МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ - Способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала (инвестиций) в различные объекты (отрасли) с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости.(Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997) Инвестиционные проекты, предложения по разработке новой продукции должны подвергаться постоянному и детальному анализу с точки зрения конечных результатов. Известно, что капитал, вложенный в технико-экономические проекты, вместе с частью полученной от их реализации прибыли реинвестируется в активы с целью получения дохода и прибыли в будущем. Критериями для обоснования (определения) пригодности (эффективности) инвестиционного проекта могут быть: прибыль, доходность, качество продукции, безубыточность и др. При этом важно рассчитать и проследить направления потока денег: капитальные расходы на выкуп земли и подготовку места для застройки, строительство зданий и сооружений, приобретение (проектирование, изготовление) оборудования и машин, обучение специалистов; текущие расходы - сырье и материалы, топливо и энергия, труд и т.д.; доходные статьи - экономия затрат, роялти и т.п. Инвестиционные проекты могут быть оценены различными способами, но, по-видимому, при любом из них (кроме экологических, социальных и некоторых других) важно знать уровень дохода, который обеспечат инвестиции, и какой размер дополнительной прибыли они принесут. Критерии оценки проекта должны отражать главные условия его реализации. При всем их многообразии критериев их можно объединить в следующие группы: финансово-экономические, нормативные, обеспеченности ресурсами и др. Наиболее распространенными методами оценки капитальных вложений являются: метод окупаемости, метод простой нормы прибыли, метод дисконтирования средств, метод чистой текущей стоимости, метод нахождения точки безубыточности. Выбор методов и критериев оценки зависит от специфики проекта, заложенных в нем нововведений (инноваций), типа отрасли и ряда других факторов. Окончательное решение принимается заказчиком (предпринимателем и т.п.), согласовывается с инвестором, партнерами, контрагентами и другими заинтересованными лицами.(Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997)