О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МУЛЬТФИЛЬМЫ

МУЛЬТФИЛЬМЫ - для детей, область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объёмно-кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) благодаря выразительным возможностям позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей. Попытки мультипликации предпринимались ещё до развития кинематографа. Метод графической мультипликации возник в начале 20 в. (1906-08, Э. Коль, Франция; С. Блэктон, США). Первые объёмные М. в России были поставлены В.А. Старевичем в 1911- 1913. Первый полнометражный игровой мультфильм "Новый Гулливер" снял А.Л. Птушко в 1935. В 1936 организована студия "Союзмультфильм", сыгравшая решающую роль в развитии мультипликации. В 30-40-е гг. в М. во многом использовались технические приёмы, разработанные американским режиссёром У. Диснеем. В послевоенные годы стали шире использоваться традиции отечественного фольклора и изобразительной культуры ("Конёк-Горбунок" И.П. Иванова-Вано, "Серая шейка" Л.А. Амальрика и В.И. Полковникова, "Снежная королева" Л.К. Атаманова и др.). В 50-60-е гг. крупными мастерами в области М. были М.С. Пащенко, Атаманов, В.Д. Дегтярёв, Р.А. Качанов, Ф.С. Хитрук и др. Появились М. для самых маленьких ("Кто сказал мяу?", "Варежка" и др.), отличавшиеся добрым отношением к миру, искренностью и юмором. Кукольные фильмы ("Приключения барона Мюнхгаузена" и "Сказка о попе и работнике его Балде" А.Г. Карановича, "Чудесный колодец" Дегтярёва, "Мой зелёный крокодил" В.В. Курчевского и др.) отличали пластическая выразительность персонажей, образное использование фактуры. Расширялась жанровая дифференциация М., ставились эксперименты по сочетанию М. и натурного кино, рисунка и аппликации, использования "киноколлажа". Пополнился репертуар для самых маленьких ("Каникулы Бонифация" Хитрука, "Малыш и Карлсон" Б.П. Степанцева, и др.). В конце 60-х гг. появились самые популярные герои М.: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни-Пух, Волк и Заяц из серии "Ну, погоди!", озвучиваемые известными артистами кино и театров. Виртуозное владение мультипликационной техникой демонстрировали М. Б.П. Дёжкина "Необыкновенный матч" и "Шайбу, шайбу!" и др. Поэтические и лирические М.-притчи Хитрука, А.Ю. Хржановского, Ю.Б. Норштейна, Н.Н. Серебрякова, Степанцева, Курчевского и др. показали, что мультипликации доступны самые сложные сюжеты. В 70-е гг. возник жанр М.- мюзикла ("Бременские музыканты" И.А. Ковалевской, "Голубой щенок" Е.А. Гамбурга и др.). Началом нового жанра М. - художественного образного исследования творчества стала трилогия Хржановского об А.С. Пушкине, основанная на рукописях и рисунках поэта. Были сняты познавательные М. ("Коля, Оля и Архимед", "Аргонавты", "Прометей" и др.). В 80-е гг. продолжены серии "Ну, погоди!" В.М. Котёночкина, "Трое из Простоквашино" В. Попова, серии про Чебурашку Качанова и Удава И.Ф. Уфимцева. В.И. Пекарь создал яркую живописную серию, знакомящую с культурой, народным искусством, фольклором народов стран Латинской Америки, Азии и Африки. Разрабатывался жанр художественной фантастики (в т.ч. полнометражный М. "Тайна третьей планеты" Качанова). В жанре поэтической философской мультипликации сделаны М. "Балаган" Гараниной (по мотивам творчества Гарсия Лорки), "Разлучённые" и "Превращение" Серебрякова, "Чёрно-белое кино" В. Соколова, "Лев и бык" Хитрука и др. В 90-е гг. в подготовке М. широко используются новые компьютерные технологии. Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и учебной работе. Мультипликация с особой интенсивностью стимулирует у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по мере его взросления - в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления. Выразительность, образность, музыкальность и лаконичность М. позволяют решать широкий круг образовательных и воспитательных задач, в т.ч. и физического развития ребёнка. Как показали исследования, общение с яркой и музыкальной мультипликацией способствует интенсивности зрительных и слуховых ощущений у детей. Традиционно М. используются в воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако из-за особенностей детского восприятия эмоции, пережитые ребёнком во время просмотра М., часто остаются неосмысленными. Задача педагога - помочь ребёнку осознать свои впечатления. Уже в 6-7 лет дети вполне способны к освоению нравственного и эстетического содержания М. Игра-инсценировка, поставленная после просмотра М., позволит ребёнку скорее усвоить его художественную логику, оценить поступки персонажа. Обычно этот процесс вызывает наибольшие затруднения у детей, т.к. у них преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следственные связи. Изобразительное творчество детей на основе просмотренного М. также помогает выражению эмоций, осмыслению выразительных средств, использованных в М. Средством музыкального воспитания выступают М., поставленные на основе классических музыкальных произведений. М. способствуют развитию разнообразных творческих способностей детей, развитию их воображения и образного мышления. Дети с особым удовольствием сами участвуют в создании М. и охотно посещают студии и кружки мультипликации. М. способствуют интеллектуальному развитию подростков и старших школьников, формированию их эстетической культуры. М.-экранизации, М.-притчи, М. поэтического, философского и нравственного содержания при умелом использовании педагогом могут стать поводом для эффективного педагогического общения. Мультипликация, названная С.М. Эйзенштейном школой метафорического мышления, особым образом способствует умственному развитию детей, овладению навыками художественно-публицистического выражения мысли.