О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО - архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. Социализация детей в П.о. была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда. На ранних стадиях развития П.о. дети считались принадлежавшими всему роду. В период кормления грудью (до 3-4 лет, что соответствовало интервалу рождения детей у женщины) ребёнок находился на попечении матери. Специальных воспитателей ещё не было, но при небольшом числе детей в общине рядом всегда находился кто-нибудь из взрослых. Дети пользовались большой свободой, наказания почти не применялись. Детей обучали элементарным приёмам труда и знакомили со всеми сторонами общественной деятельности. По достижении брачного возраста (13-14 лет у мальчиков и 12-13 - у девочек) подростки переходили в категорию взрослых. Важной задачей была защита детей от вредоносных внешних сил, в этих целях применялись амулеты, обряды и ритуалы, а также система табу (запретов). Табу касались и тайных для женщин и детей ритуалов мужчин. С ростом дифференциации труда, усложнением социальной структуры и повышением рождаемости начала складываться система воспитания. В общностях охотников, земледельцев стали выделяться несколько возрастных этапов. В младенческом возрасте обучением обычно занималась мать. Важным обрядом считалось наречение человека, обычно ребёнку давали имя деда - т.о. предок как бы возрождался в потомках. В период детства (от 3 до 7 лет) воспитанием начинали заниматься и другие родственники. В материнских родовых общинах значительную роль играл брат матери (т.н. авункулат - воспитание у дяди по материнской линии, обычай сохранялся до формирования классового общества). Более широко стали применяться наказания. Уделялось внимание и личностным качествам - воспитанию лидерских черт характера, агрессивности, необходимой для воинов, и т.п. В отроческом возрасте воспитание уже разделялось по половому признаку. Девочки помогали женщинам и присматривали за детьми. Мальчики также привлекались к труду. Особое значение имели игры, имитирующие войну, труд, семейные отношения, а также ритуалы и обряды. Осн. знания передавались от поколения к поколению через фольклор (сказки, предания, мифы и пр.). Физическая зрелость означала окончание детства. К 12-14 годам девочки уже были готовы для семейной жизни. Переход во взрослое состояние сопровождался обрядами посвящения - инициациями. Наставники знакомили инициируемых с общепринятыми правилами, обрядами, мифами и пр. Обучение заканчивалось ритуальными испытаниями. Инициации могли длиться от нескольких дней до мн. месяцев. Постепенно воспитание всё более дифференцировалось. Большую роль стали играть мужчины-воспитатели. Существовали специальные мужские дома или дома холостяков, где мальчики воспитывались с 6-8 лет. Система возрастных классов представляла собой иерархию из нескольких ступеней, продвигаясь по которым подросток участвовал в усложняющейся общественной жизни. С другой стороны, всё большую роль играла патриархальная семья, где гл. воспитателем выступал отец. С дальнейшим разделением труда выделилась и система специального обучения. Возникли круги, монополизировавшие то или иное занятие и воспитывавшие себе смену (касты жрецов, земледельцев, скотоводов и пр.). Специализированное обучение предшествовало возникновению школы в Древнем мире.