О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ - (от лат. pessimus - наихудший), мироощущение или умонастроение, в основе которых лежат убеждения в господстве зла в мире и в человеке, неверие в установление справедливости и возможности разрешения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. назвал своё учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир "наихудшим из возможных", поскольку в нём царят страдания и несчастья. С позиций П. история рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, порочное или слабое, не способное в принципе устранить свои недостатки. Пессимистическое видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности и проблемы настоящего вызывают чувства постоянной озабоченности или страдания, а неопределённость будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. П. может выродиться в цинизм, стать нравственно-психологической основой отклоняющегося поведения. П. получает наибольшее распространение в кризисные периоды развития общества. Пессимистические настроения, как правило, не свойственны детям. Они наблюдаются в т.н. критические периоды в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру свидетельствует о нарушениях в физическом и нравственном здоровье и требует консультации с врачами, психологами и педагогами. Совершенно недопустим педагогический П. Учитель, мрачно воспринимающий действительность и сомневающийся в успехе своего воспитательного воздействия на личность ребёнка, может нанести значительный урон воспитанию.