О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПИСАРЕВ

ПИСАРЕВ - Дмитрий Иванович (1846- 1868), публицист, литературный критик, философ-материалист. Провозвестник нигилизма. В 1862-66 отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В центре антропологической концепции П. - борьба за освобождение человека от всех видов духовного подавления: государственного деспотизма, религиозных верований, моральных кодексов и пр. Ближайшей задачей П. считал подготовку образованных людей, способных стать проводниками передовой общественной мысли в широкие народные массы. В статье "Народные книжки" (1861) П. сравнивал цели деятельности поэта и учителя: тот и другой призваны ликвидировать вековой разрыв между образованными классами и народом. Центральное место в программе П. занимает пропаганда естественно-научных знаний и материалистических идей, а также педагогическая деятельность, ведущая к формированию нового поколения самостоятельно мыслящих людей ("Схоластика XIX века", 1861). Формирование людей нового типа П. связывал с перестройкой всей системы среднего и высшего образования в направлении разностороннего развития человека, подготовки его к дальнейшему самообразованию и практической деятельности. Уже в современном ему мире видел людей, способных воспитать в себе волю и способность к нетрадиционному мышлению ("Базаров", 1862). В программных педагогических статьях "Наша университетская наука" (1863) и "Школа и жизнь" (1865) выступал последовательным сторонником реального образования. Основой гимназического курса предлагал сделать изучение математики и естественных наук, сохранив преподавание Закона Божьего, русской грамматики и иностранных языков. Предлагал исключить из гимназического курса историю, географию, химию и естественную историю, полагая, что эти дисциплины нужно осваивать самостоятельно, имея надёжный образовательный фундамент и владея методологическим аппаратом. Важной стороной этой программы было чёткое разделение между общим образованием и специальностями, преподавание которых было подчинено в ней основному направлению общего образования. Резкой критике П. подверг современное ему университетское образование. Университет, по мнению П., не даёт ни основательной научной подготовки, ни практической специальности. Много внимания П. уделял женскому образованию.