О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ИЕ, учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть - знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть - учебно-производственную работу в мастерских и на производстве. П.о. осуществляется под руководством мастера производственного обучения. Основу содержания П.о. составляют общеобразовательные, общетехнические и специальные знания, профессиональные умения и навыки производительного труда. Осн. направления П.о.: создание условий для овладения учащимися производственным процессом и передовым опытом, воспитание квалифицированных конкурентоспособных рабочих и специалистов. Критерий профессиональной подготовленности учащихся - высокая квалификация, профессиональная мобильность, владение несколькими профессиями, способность к смене видов трудовой деятельности. Осн. формы П.о.: урок, учебно- производственная работа и практика производственная. В П.о. в соответствии со спецификой профессии применяются разнообразные системы обучения: предметная (возникла с развитием ремесленного производства и ученичества; предусматривала постепенный переход учащихся от изготовления простейших изделий к более сложным); операционная (появилась вместе с мануфактурным производством; строится на последовательном усвоении сначала отдельных операций, а затем приёмов самостоятельной работы; в её совершенствовании значительную роль сыграл Д.К. Советкин); операционно-поточная (создана с развитием поточной системы производства и основана на разделении технологического процесса на отдельные операции); операционно-предметная (усовершенствованный вариант операционной системы; предложена в 1887 С.А. Владимирским); система Центрального института труда (ЦИТ) (разработана в 20-е гг. 20 в. и заключалась в разделении трудового процесса на отдельные приёмы, выполняемые в форме упражнений); операционно-комплексная (возникла в середине 30-х гг. в школах фабрично-заводского ученичества и основывалась на освоении учащимися отдельных операций с чередованием постепенно усложняющихся комплексных работ); приёмно-комплексно-видовая (предложена в 70-е гг. К.Н. Катхановым и заключается в овладении сначала важнейшими элементами профессии и приёмами труда и видами работ, а затем комплексами этих приёмов и видов); проблемно-аналитическая (разработана С.Я. Батышевым для использования в условиях автоматизации производства и появления новых рабочих профессий, требующих интеллектуальных знаний); процессуальная (изобретена в начале 70-х гг. А.Е. Шильниковой для рабочих химических производств с целью обучения профессиям широкого профиля на основе классификации учебного материала по процессуальному признаку); интегрально-модульная (разработана в 80-е гг. А.П. Беляевой на основе теории профессионально-педагогической интеграции, объединяющей осн. сферы науки, образования и производства).