О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПРОФЕССИЯ

ПРОФЕССИЯ - (лат. professio - официально указанное занятие, от рrofiteor - объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника. Содержание работ, свойственных определённой П., является основой для установления её официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника (специфические знания и навыки, необходимые для эффективной трудовой деятельности и требования к его квалификации). Наряду с понятием "П." используется понятие специальности, которое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей. В Рос. Федерации состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и П. рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П. Для служащих, связанных преимущественно с умственным трудом, используется понятие "должность", которое и означает выполнение определённых профессиональных обязанностей. Понятие "П." для служащих связано прежде всего с объёмом специфических теоретических знаний и практических навыков, полученных в результате обучения, которые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей. Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретического и практического обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре П. и специальностей по образованию. Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфический набор психофизиологических качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учётом склонностей и задатков каждого человека государство обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и профессионального отбора. Индивидуальный прогноз профессиональной предпочтительности для каждого человека может осуществляться с использованием профессиограмм, разработанных на основе тщательного анализа трудовых процессов. П., присваиваемая по завершению обучения, указывается в документе об образовании, официальное наименование П. или должности указывается в трудовой книжке.