О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 1) отрасль высшего образования, система подготовки специалистов-психологов для научной и практической деятельности в различных отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.); 2) вид дополнительного специального образования, психологическая подготовка специалистов различных отраслей в интересах решения профессиональных задач, связанных с человеческими взаимоотношениями. Подготовка психологов-профессионалов осуществляется в рамках особой учебно-методической системы, специально спроектированной для этой цели. Параллельно имеет место неформальный процесс П.о., включающий психологическое самообразование и самовоспитание. Последнее обеспечивает профессиональное становление психологов в не меньшей мере, чем формальное образование. Своеобразие П.о. обусловлено особыми требованиями, предъявляемыми не только к усваиваемым навыкам, но и к личным качествам психолога. Деятельность психолога предполагает, что у него при доминировании гуманистической ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутреннему миру людей должны быть также развиты интересы к изучению естественно-научных основ психики, закономерностей работы нервной системы. Вместе с тем создание обобщённой модели специалиста (как это имеет место в инженерно-технических отраслях высшего образования) в П.о. является затруднительным. Модель специалиста-психолога закономерно предполагает некоторую "многоликость" выпускников соответствующего учебного заведения. Это связано, во-первых, с тем, что психологи работают в разных областях: научные исследования, преподавание психологии как учебной дисциплины, практическая деятельность в системах материального производства, образования, здравоохранения и др. Во-вторых, мастерство психолога формируется в ходе П.о. как некоторый оптимальный стиль профессиональной деятельности, который обусловлен как внешними факторами (социальные требования к его работе, условия деятельности), так и индивидуальными особенностями. В силу разнообразия отношений и деятельности человека, психолог должен быть способен и мотивационно готов вникать в различные предметные области и отрасли научного знания, связанные с психологическими проблемами. Иначе могут возникнуть затруднения в установлении взаимопонимания и сотрудничества с теми людьми, с которыми психолог вступает в профессионально обусловленные отношения. Необходимое личностное качество психолога - стремление оказывать "душевную помощь" (по выражению Н.В. Гоголя) людям, независимо от их возраста, пола, общественного положения и отношения к психологии и психологам. Содержание П.о. строится с учётом следующих требований. Выпускник вуза должен получить фундаментальную общепсихологическую подготовку, а также некоторую специальную, соответствующую определённой области психологии. Он должен ориентироваться в общекультурных, философских, социально-экономических, биологических проблемах, читать специальную литературу на иностранном языке. Поскольку П.о. предусматривает присвоение квалификации преподавателя, психолог должен также получить необходимую педагогическую подготовку. Номенклатура специализаций психологов устанавливается с учётом общественных запросов, заказов на специалистов определённого профиля. Традиционными являются: общая психология, педагогическая и возрастная психология, социальная психология, психология труда, спорта, инженерная психология, психофизиология. При необходимости возможна подготовка по индивидуальному плану в соответствии с заказом заинтересованной организации. При построении содержания П.о. возможен не только предметно-теоретический подход, но и т.н. профессионально-корпоративный, т.е. ориентированный на идеи и достижения определённой научной школы. Принадлежность преподавателя к той или иной научной школе не всегда положительно влияет на содержание П.о., так как идеи и достижения школ, позиции которых отличны от разделяемых педагогом, нередко недооцениваются и даже игнорируются. Специфическая трудность построения содержания П.о. состоит в том, что предмет психологии не предусмотрен программами общеобразовательных средних школ, поэтому высшее П.о. является в то же время и "начальным". Методы подготовки психологических кадров определяются тем, что далеко не все составляющие профессиональной психологической культуры могут быть сообщены в обезличенной форме; необходима работа в прямом и живом контакте с психологом-преподавателем и под его наблюдением. Отечественных специалистов-психологов стали готовить на отделениях психологии в университетах начиная с 1946 в связи с введением предмета "Психология" в общеобразовательной школе. Однако после его отмены к 1966 только в МГУ и ЛГУ сохранились отделения психологии. С 1970 стали возникать отделения и факультеты в других университетах. В Рос. Федерации осн. учреждения, осуществляющие П. о., - подразделения университетов и педагогических вузов. Длительность обучения в университетах по дневной форме 5 лет, вечерней - 6 лет; в пединститутах - 4-5 лет. Психологию преподают также в юридических, медицинских высших и средних специальных учебных заведениях.