РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ
РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ - (от лат. recapitulatio - сжатое повторение) в психологии и педагогике, концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение (повторение) исторических этапов развития сознания человеческого рода. Идея такой повторяемости возникла в античной философии (Платон и др.), высказывалась философами Средневековья и была сформулирована в начале 19 в. Г. Гегелем в "Феноменологии духа". В отечественной философии проблему повторяемости в развитии сознания разрабатывали Б.М. Кедров (связывал её с соотношением логического и исторического в формах культуры) и Э.В. Ильенков (в его концепции понятия идеального и культуры соотнесены с категориями логического и всеобщего). Идею о параллелизме между развитием ребёнка и развитием человеческого рода использовал в педагогическом аспекте И.Ф. Гербарт, обосновывая культуросообразность воспитания. В 19 в. аналогичная повторяемость была сформулирована Ю. Мюллером и Э. Геккелем в форме биогенетического закона. Л.С. Выготским были проанализированы осн. теории повторяемости, разработанные в конце 19-1-й четверти 20 вв. Среди мн. попыток определения стадий психического развития ребёнка на основе биогенетического закона им были выделены следующие 4 направления. Теория рекапитуляции (Г.С. Холл и его школа) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено осн. линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой. Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогий между развитием индивида и рода не автоматическим повторением, а действием одинаковых причин, определяющих оба процесса. Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов, в основе которых лежит один и тот же процесс органического развития. В обоих рядах обнаруживаются сходные черты, присущие всякому процессу развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней - от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным. Теория социогенеза (А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов, А.П. Пинкевич) исходила из социальной обусловленности биологии человека и отрицала автоматическую связь развития ребёнка с прошлым человечества. Оценивая различные подходы в русле теории повторяемости, Выготский полагал, что биогенетический закон не следует ни игнорировать, ни придавать ему универсальное значение. В собственной культурно-исторической теории Выготский отвёл решающую роль в процессе развития ребёнка его "социальному сотрудничеству" со взрослым. Вместе с тем при выявлении происхождения психических функций у ребёнка (внимания, памяти и пр.) он использовал материалы их исторического социогенеза. Фактически он проводил параллель между онтогенезом и историей, не оформив такую параллель в развёрнутую теорию. Развитие идей Выготского его последователями (А.Н. Леонтьев и др.) углубило эту параллель. В мировой психологии, начиная с 30-х гг., интерес к биогенетическому параллелизму стал угасать, появились теории, основанные на принципиально иных позициях. В настоящее время проблема повторяемости снова приобретает научное значение, но уже не в контексте биогенетического закона, а в связи с общим подъёмом культурологических исследований (М. Вартовский, К.Гирц, В.С. Библер и др.) и попытками использовать их результаты в изучении онтогенетического развития человека (Д. Брунер, М. Коул и др.). Идея о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры находит, в частности, воплощение в концепции "школы диалога культур". Наметились тенденции разработки современного варианта полидисциплинарной Р.т., имеющего важное значение для теории и практики образования.