РЕФОРМАЦИЯ
РЕФОРМАЦИЯ - широкое религиозное социальное движение 2-й половины 14 - середины 17 вв. в Европе, направленное на кардинальное изменение изживших себя традиционных форм религиозной жизни. Идеологи Р. выдвинули антиавторитарную концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще (тезис об "оправдании одной верой", без посреднической роли духовенства в "спасении" верующего и др.), единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, а главой "истинных христиан" не папа Римский, а Иисус Христос. Эти принципы отразились и в представлении о человеке. В новой антропологии сочетались мистицизм, рационализм, фатализм и активизм. Библия абсолютизировалась как единственный источник откровения. Начальный период развития Р. сопровождался упадком систем образования. Одновременно утверждался принцип интеллектуальной и моральной автономии личности. Реформационное мышление логически переходило к рационализму, признанию человеческого интеллекта законополагающим во всех областях. Мировоззрению реформаторов была присуща дидактическая направленность: нравственный долг людей, познавших истину, - нести её другим. С образованием новых (протестантских) конфессий возникла необходимость в создании новых социально-политических институтов, в т.ч. систем образования и воспитания в разных странах. Например, в Чехии осуществлялась перестройка на гуманистических принципах латинских школ, находившихся под прямой юрисдикцией Пражского университета (ректор назначал в школы учителей из числа бакалавров свободных искусств). Радикальное направление чешской Р. - Община чешских братьев - сформировало тип школы, получившей наиболее яркое выражение в педагогической системе Я.А. Коменского. В Германии в 16 в. концепция новой школы как инструмента преобразования общества на евангелических началах была сформулирована М. Лютером: организация системы образования и воспитания - важнейшая задача светской власти; финансирование учебных заведений за счёт средств, полученных в результате секуляризации церковного имущества; демократизация школы; введение всеобщего начального обучения и др. Идеологом реформы содержания школьного и университетского образования был Ф. Меланхтон. Школы, работавшие по его Саксонскому плану, преобразовались в гимназии. Теоретик гимназического образования И. Штурм разработал 10-летний курс школьного обучения. Эти нововведения способствовали появлению классической гимназии (см. Классическое образование). В. Тротцендорф впервые организовал в гимназии самоуправление ученическое. Протестантская педагогика развивалась в Швейцарии, Франции, Англии, в основном по германскому образцу. В пуританских кругах Англии (см. Пуританское воспитание) была создана система паблик скулз. В середине 15- 17 вв. возникли территориально-конфессиональные университеты, в которых начала формироваться система постоянных, оплачиваемых государством лекций, послужившая основой для дальнейшего создания кафедр и профессур.