РИТОРИКА
РИТОРИКА - [греч. rh:etorik*e (tekhn:e) - ораторское искусство], дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию. Своё начало Р. получила в Древней Греции в 5 в. до н.э. В школах софистов (см. Античность) была разработана система учебных ораторских упражнений - декламаций на заданные темы. Научные основания Р. заложил Аристотель, который рассматривал Р. как науку о законах мнения (соотнося её с логикой - наукой о законах знания). Для обучения Р. имела значение деятельность Теофраста, ученика Аристотеля, который в своём сочинении "О слоге" дал обширный систематизированный аппарат риторических категорий. Преподавание в риторских школах основывалось на изучении теории и образцовых произведений ораторов 5-4 вв. до н.э. Позже наметился разрыв между теорией и нормативностью образцов: теория ставила задачей Р. занимательность изложения, выработку высокого стиля, в образцах же гл. внимание уделялось точности выражения. В средние века наряду с грамматикой и диалектикой (логикой) Р. входила в тривиум - низшую ступень семи свободных искусств. В монастырских и соборных школах Западной Европы, а затем в университетах осн. источниками изучения Р. были латинская анонимная "Риторика к Гереннию" и "О нахождении слов" Цицерона. Р. оставалась частью классического образования вплоть до 19 в. Однако начавшееся уже в 18 в. расхождение между нормативной школьной Р. и языковой практикой послужило причиной исключения Р. из учебных курсов к началу 20 в. В России систематическое преподавание Р. началось в школах православных братств на территории Юго-Западной Руси и Речи Посполитой в 16- 17 вв. по латинским учебникам. В киевских архивах сохранилось 127 учебников Р. на латинском языке, относящихся к 17-18 вв., которые использовались на занятиях в Киево-Могилянской академии. Авторами учебных книг по Р. были: Симеон Полоцкий, братья Лихуды (1698), учитель Р. Георгий Данииловский (ок. 1720), М.В. Ломоносов (1748) и др. В конце 19 - начале 20 вв. вместо Р. стала преподаваться теория словесности, под этим названием с 70-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. выходили школьные нормативные руководства, рассматривавшие гл.о. художественную письменную речь. Элементы педагогической Р. сохранились в курсах русского языка и литературы до настоящего времени (творческие работы, практические упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета и др.). С 50-х гг. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации в ряде стран (прежде всего в США, Франции и Японии) вновь возник интерес к Р. как самостоятельной научной и учебной дисциплине. В Рос. Федерации в 90-е гг. Р. как учебная дисциплина введена в средние общеобразовательные школы.