О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РОССИЯ

РОССИЯ - Российская Федерация. Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык - русский. Столица - Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18-19 вв. рассматривались гл.о. как благотворительные, служащие для социального призрения и воспитания сирот, детей беднейших родителей и др. Они создавались как воспитательные дома, детские приюты и т.п. Учреждения, организованные на педагогических принципах, появились в середине 60-х гг. 19 в. После 1917 дошкольные учреждения России были признаны частью государственной системы народного образования (см. Дошкольные учреждения). По Закону РФ об образовании (1992) система дошкольного воспитания ориентирована на помощь семье. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями. Отношения между дошкольными учреждениями и родителями строятся на основе договора. Осн. задачи дошкольных учреждений: сохранение и укрепление здоровья детей, их физическое, познавательное и эмоциональное развитие; создание условий для творческого развития детей; приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. Полностью удовлетворяется потребность в определении в дошкольные учреждения с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих детей). Развивается сеть специальных (коррекционных) дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития, различными нарушениями в психофизическом развитии. Общеобразовательная школа. Создание учебных заведений началось после Крещения Руси (988). Первые училища, о которых имеются сведения, - дворцовая школа князя Владимира в Киеве (начало 11 в.) и школа Ярослава Мудрого в Новгороде (1030). Курс обучения в них полностью или частично охватывал семь свободных искусств. Из княжеских школ в списках расходились христианские сочинения, переводы произведений античных и византийских авторов. По образцу этих школ открывались школы в других городах русского государства. Первое женское училище осн. в Киеве княгиней Анной Всеволодовной (1086). В 12- 13 вв. сформировался круг монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. В начальных школах при обучении грамоте использовался буквослагательный способ; для письма применялись навощённые дощечки; затем ученики переходили к письму на бересте (см. Начальное образование). С 11 в. развивалась учительная литература. В 13-15 вв. значительную роль в развитии культуры сыграли православные монастыри. С 14 вв. оживилась миссионерская деятельность монастырей; были предприняты первые попытки создания на основе старославянского алфавита письменности для народов Р., не знавших графического письма. В 14-15 вв. формирование Русского централизованного государства, территориальным ядром которого стало Московское великое княжество, создало благоприятные условия для развития просвещения, во мн. русских городах открывались приходские школы при храмах и монастырях. Постановления Стоглавого собора (1551) создали систему православного образования; под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для подготовки священнослужителей. В организации обучения наметились определённые ступени: начальная (овладение грамотой, чтение Псалтыри и Часослова), профессиональная (чтение Апостола), высшая (чтение Библии и овладение христианской книжной учёностью). Образование приобрело грамматический уклон. Появление книгопечатания в Москве способствовало распространению православной учебной литературы. С середины 17 в. в Москве открылись школы, сходные по программам с западноевропейскими грамматическими школами, подготовившие открытие (1687) эллино-греческой школы (впоследствии Славяно-греко-латинской академии). В 17 в. произошли изменения в начальном образовании: буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым (см. Звуковой способ); расширилась учебная роль букваря; в учебную практику вошли азбуковники. Реформы Петра I положили начало светскому образованию. Прежде всего это выразилось в организации (с 1701) навигацкой, пушкарской, госпитальной, приказной и других школ профессионального типа. Для детей дворян, духовенства, посадских людей создавались цифирные школы. В 1701 введён гражданский шрифт, упростивший обучение грамоте. Центрами научного образования стали Петербургская АН (осн. в 1724) и Московский университет; при них открыты в качестве подготовительных общеобразовательных учебных заведений гимназии. Учреждались кадетские корпуса, учебные заведения для женщин (см. Женское образование, Женские институты). По инициативе Екатерины II изучались различные варианты организации народного просвещения в странах Европы. В 80-х гг. Ф.И. Янкович де Мириево и группа русских педагогов разработали общие принципы создания системы народного просвещения. В её основу был положен австрийский образец, приспособленный к условиям Р. В 1786 был утверждён "Устав народных училищ", согласно которому организовывалась сеть начальных школ - малых народных училищ и главных народных училищ. Первая фундаментальная реформа просвещения в Р. была подготовлена в начале 19 в. ближайшим окружением Александра I (М.М. Сперанский, В.Н. Каразин и др.) как часть общих преобразований в стране. Создавалась иерархическая школьная система, распределённая по учебным округам (руководящая роль отводилась университетам), а на общегосударственном уровне - подчинённая Министерству народного просвещения. Предусматривалось 3 типа общеобразовательных школ - приходские школы, уездные училища и гимназии. Формально система считалась бессословной, но лишь первые 2 типа школ были бессословными для населения. Из ведения МНП исключались учебные заведения Святейшего. Синода, Ведомства учреждений императрицы Марии, военного министерства и др. Особую категорию привилегированных учебных заведений составляли лицеи. По "Уставу гимназий" (1828) учебным заведениям каждого типа предлагалось давать законченное образование; вместе с тем за низшими учебными заведениями сохранялась функция подготовительных к вышестоящим. Приоритет был отдан классическому образованию. Устав предусматривал открытие и частных учебных заведений. В 1829 утверждено "Положение о закавказских училищах", в соответствии с которым создавались гимназии с преподаванием армянского, грузинского, азербайджанского языков (вместо древних), а также уездные училища с особой программой. Переломным моментом в истории рос. школы была реформа 60-х гг. 19 в. По "Положению о начальных народных училищах" (1864) цель начального образования определялась как "утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний". Начальные школы объявлялись общедоступными и бессословными. Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений, что способствовало развитию женского, внешкольного и других направлений образования. Гимназии разделялись на классические и реальные; провозглашалась общедоступность гимназий для всех лиц, выдержавших приёмные испытания, но фактически этот принцип полностью не соблюдался. Во 2-й половине 60-х гг. реформы подверглись ревизии. Учебные планы и объём изучения школьных предметов были унифицированы. Вместо реальных гимназий с 1872 учреждались реальные училища. Началось преобразование уездных училищ в двухклассные начальные училища и городские училища. Значительная роль в расширении начальных школ принадлежала земствам (см. Земства и просвещение) и православным общинам, открывавшим с 1881 церковно-приходские школы. Идейную основу контрреформ составляла доктрина охранительного просвещения, базировавшаяся на просветительской идее опережающего развития образования. В отечественной педагогике наиболее ярко её выразил Н.И. Пирогов. Официальная правительственная политика в области просвещения преследовала цель не столько управления самой школой, сколько управления обществом через школу. Осн. педагогической задачей считалось воспитание молодого поколения невосприимчивым к идеологии, расходившейся с официальной. В результате столкновения реформаторских и контрреформаторских тенденций в развитии школьного дела в начале 20 в. отечественная педагогика обладала не только богатейшим научным потенциалом, но и развёрнутой программой социально-педагогических преобразований. Наиболее полно она представлена в работах В.И. Чарнолуского. Осн. идеи: демократизация общественного строя; демонополизация и децентрализация образования; широкое привлечение общественности и родителей к педагогической деятельности школы и управлению образованием; предоставление местному самоуправлению полномочий в школьном деле, а самой школе - автономии; отделение школы от церкви и др. На базе этих идей создавались многочисленные варианты образовательных реформ. Наиболее полно реформы были разработаны под руководством П.Н. Игнатьева. В конце 1917 началась национализация всех типов учебных заведений. Было утверждено "Положение об единой т Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О структуре начальной и средней школы" (1934) установлено 3 типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя. В первые годы Великой Отечественной войны в ряде восточных областей были открыты школы-интернаты для детей, во мн. городах возникли группы продлённого дня. С 1944/45 учебного года установлено обязательное обучение детей с 7-летнего возраста; с 1944 начали создаваться школы рабочей и сельской молодёжи. По Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР" (1958) вводилось обязательное 8-летнее образование детей и подростков от 7 до 15-16 лет. Учебный процесс перестраивался на основе соединения обучения с производительным трудом; вводилось производственное обучение; срок обучения в школе был продлён до 11 лет. С 1966 осуществлялся переход школы на новое содержание образования и 10-летний срок обучения. Вводились факультативные занятия. В начале 80-х гг. резко проявилось кризисное состояние школьного дела, отражавшее социально-экономическую ситуацию в обществе. Общество и личность фактически не обладали правом образовательного выбора. Неизбежным следствием стало функционирование школы в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия. Перед школой ставились глобальные цели - либо нереализуемые на данном этапе развития общества (средний всеобуч, обучение с 6 лет и т.д.), либо вовсе не свойственные общеобразовательной школе (всеобщая профессиональная подготовка учащихся). Школьная реформа 1984 не только не устранила, но и обострила кризис школы. Во 2-й половине 80-х гг. началась разработка новой образовательной политики, ориентированной на создание необходимых условий для развития личности; совершенствования системы образования. В 1992 принят Закон РФ об образовании. Федеральные законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. В Р. устанавливаются государственные образовательные стандарты (см. Стандарты образовательные). За проведение федеральной политики в области образования несёт ответственность Министерство образования Рос. Федерации. В 90-е гг. школы обрели право на выбор программ, учебников, учебных пособий, на эксперимент. Разработка новых учебных курсов осуществляется на конкурсной основе. Появились экспериментальные площадки и авторские школы, новые педагогические технологии, комплексы типа "школа - ПТУ", "школа - вуз", реализующие принципы непрерывного образования, углублённого и интегрированного изучения учебных дисциплин. В 2000 принята Национальная доктрина образования Рос. Федерации (см. раздел Приложения), которая определила стратегические цели и задачи образования. Продолжается поиск новых форм совершенствования образования. Разрабатываются основы реформирования общеобразовательной школы, с 2000 начался постепенный переход к 12-летнему курсу обучения в средней общеобразовательной школе. Ведётся эксперимент по проведению Единого школьного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузы. Предполагается, что такая система будет способствовать повышению уровня образования в средних общеобразовательных школах и сделает более доступным получение высшего образования для одарённых детей, проживающих в отдалённых от центра населённых пунктах. Совершенствуется система педагогического образования. Существенные изменения происходят в системе дополнительного образования детей. Профессиональное образование, предшествующее высшему в СССР, до начала 1980-х гг. не рассматривалось как педагогически единая система; его отдельные составляющие были централизованы (в 1937 - среднее специальное; в 1940 - начальное); существовали и отдельные ведомственные учебные заведения (см. Профессиональное образование, Профессионально-техническое образование, Среднее профессиональное образование). Высшее образование (см. Высшее профессиональное образование, Высшие учебные заведения, Педагогика высшей школы). Педагогическая наука. Письменные произведения на темы воспитания создавались с 11 в.: "Поучение Владимира Мономаха" и др. Воспитательные идеалы Древней Руси запечатлены учительной литературой. В школах Московского государства (16 в.) доминировала византийская учёная традиция. Максим Грек сформулировал идею сочетания в православном образовании "внутренних" (духовных) и "внешних" (светских) наук. С 17 в. использовались достижения западнорусской учёности и опыт Львовской и других братских школ в организации образования (см. также Средние века). С началом реформ Петра I расширились представления об образовании: учебные заведения стали готовить государственных служащих, специалистов в различных отраслях знания. В середине 18 в. произведения В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова положили начало рос. светской педагогической литературе. Для её становления важное значение имела деятельность Московского университета. Здесь был составлен первый русский труд по общей методике "Способ учения" (1771). С типографией университета связана просветительская деятельность Н.И. Новикова. Руководства И.И. Бецкого (1764) и Янковича де Мириево (1783) подробно описывали обязанности учителей, методику преподавания и пр. Уставы начала 19 в. рассматривали должность учителя как государственную службу и регламентировали её. С середины 20-х гг. 19 в. формировалась педагогика "официальной народности", идеологом которой стал С.С. Уваров. Труды Ив.Ф. Богдановича, А.П. Куницына утверждали приоритет православной ориентации педагогической теории. Курс педагогики, включённый в программы профессионального образования, преследовал цели сугубо практического обучения "правилам и способам преподавания". Попытку создать рос. теоретический курс с опорой на немецкие источники предпринял А.Г. Ободовский: с 30-х гг. 19 в. в России оформились разделение педагогики на общую (осн. законы и направления воспитания) и частную (семейную, общественную и др.); трактовка воспитания в широком и узком смыслах. Е.О. Гугель в начале 40-х гг. преподавал курс педагогических дисциплин на основе антропологии и психологии. П.Г. Редкин подчёркивал особое положение педагогики в системе знаний как науки "опытной" и одновременно философской. Осмысление "народного воспитания" составило значительную часть журнальной полемики (с 1839) между славянофилами и западниками. Первые способствовали оживлению общественного интереса к отечественному наследию, вторые последовательно знакомили рос. общественность с немецкими и французскими теориями образования. В 1-й половине 19 в. стала развиваться семейная педагогика (В.Ф. Одоевский и др.) и другие направления педагогики. С 60-х гг. актуализировались идеи общественного воспитания. Его цели и задачи обсуждались в дискуссиях об образовании - общечеловеческом и гражданском, классическом и реальном, материальном и формальном. Идеи общечеловеческого образования отстаивал Н.И. Пирогов. Принципы бессословности образования нашли отражение в реформе 1864. В обосновании общественного воспитания в России ведущее место заняли труды К.Д. Ушинского. Изучение человека "во всех отношениях" с целью его образования Ушинский рассматривал как особую теорию - педагогическую антропологию. Мировую известность получила педагогическая деятельность Л.Н. Толстого, предложившего самобытную систему обучения крестьянских детей. Теоретиком и практиком сельской школы выступил С.А. Рачинский. Резко контрастировала с гуманистическими тенденциями официальная педагогика, обосновавшая школьные контрреформы 70-х гг. и ужесточение правительственного контроля над школой. В рос. образовательную систему активно вовлекались народы России. Н.И. Ильминский предложил систему обучения, альтернативную традиционному мусульманскому образованию. Д.Д. Семёнов разрабатывал проблемы школы народов Кавказа. Просветительский характер имели труды К. Хетагурова, К. Насыри, И.Я. Яковлева и др. К концу 19 в. с развитием науки появились оригинальные концепции физического (П.Ф. Лесгафт) и дошкольного (Е.И. Конради и др.) воспитания. Начались исследования по экспериментальной педагогике. Идеи педагогической психологии как альтернативы официальной педагогике одним из первых в России развил П.Ф. Каптерев. Совершенствованию гимназического и реального образования способствовали труды Н.Х. Весселя, В.И. Водовозова и др. В начале 20 в. зародилась концепция свободного воспитания (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий и др.), эволюционной педагогики (В.П. Вахтеров), русской школы (В.Н. Сорока-Росинский и др.), трудовой школы (П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн). Расширились исследования по истории педагогики. Стала развиваться отечественная библиография педагогическая. После 1917 в РСФСР формировалась марксистская педагогика (теория социального воспитания, социальная педагогика). Её общие ориентиры интеграции идей трудовой школы с организационными принципами единой школы были намечены Н.К. Крупской ("Народное образование и демократия", 1917; 3 изд., 1930). Впервые были созданы рос. педагогические научные центры - Академия коммунистического воспитания и др. Педагогика рассматривалась как социально-биологическая и прикладная наука (А.П. Пинкевич), как социология воспитания (А.Г. Калашников и А.В. Луначарский). Дискутировались преимущества и недостатки монотехнизма (см. Монотехническое образование) и политехнизма (см. Политехническое образование). Были созданы продуктивные методы изучения личности ребёнка (Е.А. Аркин, С.С. Моложавый и др.), детской одарённости, психологии коллектива и т.д. Труды Блонского и Л.С. Выготского способствовали систематизации в России педологии. Центральными проблемами считались ликвидация неграмотности и формирование нового содержания образования. Для их разработки была создана научно-педагогическая секция ГУСа. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса испытывались оригинальные воспитательные системы. Большое влияние на педагогические теории оказали идеи Пролеткульта. После постановлений ЦК ВКП(б) о школе (начало 30-х гг.) педагогика развивалась как теория коммунистического воспитания. Это негативно сказалось прежде всего на интерпретации проблематики воспитания, определявшейся политизированными категориями исторического материализма. Попытки широкого осмысления связей личности и среды, предпринятые в начале 30-х гг. В.Н. Шульгиным и М.В. Крупениной, были официально осуждены как антиленинское выступление. После постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936) прервались мн. психологические исследования. В конце 30-х гг. сократилась сеть педагогических НИИ; в 1938 остался единственный в России Институт школ Наркомпроса. Значительный урон науке нанесли массовые репрессии 30-х гг. В конце 30-х гг. в научный обиход возвращено ранее замалчивавшееся наследие Ушинского. Были опубликованы произведения А.С. Макаренко. В 1940 издан фундаментальный труд "Основы общей психологии" С.Л. Рубинштейна. В условиях Великой Отечественной войны в МГУ воссоздана кафедра психологии (1942); в 1943 создана АПН РСФСР с сетью институтов и экспериментальных учебно-воспитательных учреждений; в составе АН СССР образованы психологические научно-исследовательские подразделения. В 30-40-х гг. мн. теоретические проблемы стали интерпретироваться в русле т.н. педагогики требований и дисциплины. Значительно углубились представления об отдельных проблемах дидактики (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.), педагогической психологии (А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др.). Был подготовлен переход школы к массовому среднему образованию. В 1949 был создан НИИ национальных школ АПН, готовивший программы и учебники для нерусских учащихся. Во 2-й половине 50-х гг. началось изучение на экспериментальной основе педагогической проблемы обучения и развития (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Педагогами-практиками создавались оригинальные технологии и приёмы обучения. Возвращение в научный обиход трудов Блонского и Выготского способствовало активизации педагогических и психологических исследований. Оживились историко-педагогические исследования, охватившие развитие школы и образования у мн. народов России. В 60-х гг. усилиями мн. специалистов АН и АПН (под руководством А.И. Маркушевича) было впервые разработано содержание всеобщего среднего образования. Дидактические принципы его формирования "от картины мира" к учебному предмету (Скаткин и др.) и идеи обучения на высоком уровне трудности (Занков) реализованы гл.о. на естественно-научном материале с различными вариантами дифференциации и индивидуализации учебной работы. Гуманитарный цикл школьного образования отражал идеологизированные и схематические представления о мировой истории и культуре. Для начальной школы были разработаны практико-ориентированные концепции развивающего обучения (Занков, Эльконин, В.В. Давыдов). Осмыслению развития педагогического знания служили Педагогическая энциклопедия (под ред. А.Г. Каирова, т. 1-4, 1963-68), коллективный труд "Общие основы педагогики" (под ред. Ф.Ф. Королёва и В.Е. Гмурмана, 1968). Опубликованы исследования по истории отечественной и зарубежной школы и педагогики (З.И. Равкин, А.И. Пискунов, Б.Л. Вульфсон и др.). В самостоятельную отрасль стала оформляться теория образования взрослых (Б.Г. Ананьев, А.В. Даринский и др.). В 1966 АПН РСФСР преобразована в АПН СССР. Получили развитие исследования в областях проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), программированного обучения (Л.Н. Ланда, Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько и др.), оптимизации учебного процесса (Ю.К. Бабанский) и др. Активизировались попытки проанализировать с педагогических позиций содержание и структуру мировоззрения учащихся, сформулировать подходы к совершенствованию общего среднего образования (Лернер, В.В. Краевский, В.С. Леднев и др.) и учебной деятельности (Давыдов). Труды В.А. Сухомлинского, акцентировавшего гражданственные и этические аспекты воспитания школьников, вызвали как значительный интерес, так и критику официальных теоретиков в АПН. Развивалась коммунарская методика (И.П. Иванов и др.). Совершенствованию эстетического воспитания, художественного и музыкального образования способствовали труды Д.Б. Кабалевского, С.А. Герасимова, Б.М. Неменского. Началась разработка теории непрерывного образования. Были созданы НИИ по проблемам профессиональной и высшей школы. Но создание единого содержания общего среднего образования, охватывающего профессионально-технические и средние специальные учебные заведения, пошло по пути типовых программ, что усугубило унификацию школы. В 70-е гг. значительно активизировались исследования в области психологии, в частности педагогической психологии (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.С. Мухина), социальной психологии (Г.М. Андреева, А.В. Петровский), истории психологии (М.Г. Ярошевский, Петровский). Выявились тенденции к теоретическому синтезу педагогической проблематики на философско-психологических идеях предметной деятельности (Леонтьев, Э.В. Ильенков), принципах философской методологии (Э.И. Моносзон и др.), логико-методологических подходах (Г.П. Щедровицкий), теории управления (Бабанский). С начала 80-х гг. традиционные трактовки педагогической теории как модификации марксистской диалектики всё чаще вызывали критику. Началось изучение вопросов информатизации образования и компьютеризации обучения. Среди учительства распространились идеи педагогики сотрудничества. В 1988 Временный научно-исследовательский коллектив "Школа" (руководитель Э.Д. Днепров) разработал ряд инновационных педагогических идей. ВНИК сформулировал осн. принципы развития образования: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер; открытость; регионализация; гуманизация; гуманитаризация; дифференциация; развивающий, деятельностный характер; непрерывность образования. Однако большинство из этих идей в силу мн. причин не было реализовано. В Рос. Федерации в 90-е гг. развернулась работа по законодательному обеспечению образовательной деятельности. Приняты Закон РФ об образовании (1992), Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996). В 1991 образована Российская академия образования. Издана Российская педагогическая энциклопедия (т. 1-2, 1993-99) - коллективный труд мн. учёных и специалистов, обобщивший достижения педагогической науки за 70-90-е гг. 20 в. Новый импульс к развитию педагогической науки дала Национальная доктрина образования Рос. Федерации. Педагогические исследования ведут также научно-исследовательские институты РАО, Министерства образования и мн. вузы. Научное обеспечение развития в России составляет содержание мн. федеральных, региональных академических и межвузовских исследовательских программ.