О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Принципы православного образования. Христианская образовательная традиция глубоко пронизана педагогическим началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христианских мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию, воспитанию и обучению человека. Официальное признание государственными властями (конец 80-х гг.) подлинной роли Православной Церкви в жизни рос. общества сделало возможным распространение её образовательной деятельности и публикацию педагогических трудов православных мыслителей. Важное значение имеет ознакомление с важнейшими принципами православного образования (в текст без ссылок на публикацию включены цитаты из выступлений в 90-е гг. Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II). "Образование - это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова "образ". Образовать человека означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нём определённый образ. Христианский взгляд на человека видит в нём образ Божий". Внимание к человеку и его душе как отличительная особенность христианства не сводится к нравственному предписанию или императиву, но органически проистекает из самой сути христианского учения. Человек сотворён по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26), все люди - братья, поскольку восходят к единому предку Адаму; последствия грехопадения как утраты Богоподобия, отпадения человека от Бога распространяются на всех без исключения, но и ко всем без исключения обращён искупительный крестный подвиг Христов: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28). Христос - не просто посредник, но истинный Бог и истинный человек, совершивший невозможное и невместимое до конца в человеческий разум, преодолевший смерть и вражду, рознь мира сего, раскол посюстороннего и потустороннего, ибо "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Образование, которое даёт Церковь, - всегда приведение ко Христу, освящение образом Его всей человеческой жизни, сложение души человека по образу Его, который на все времена начертан в Священном Писании и Церковном Предании. "Церковь Божия свидетельствует миру о вечном, но сама существует в изменяющемся мире. Однако как бы ни менялся мир, основные существеннейшие начала православного учения и православного образования остаются незыблемыми". В центре православного образования Христос. Именно во Христе впервые раскрылась и ожила неповреждённая богоподобная человеческая личность. Искупление Им человеческих грехов открыло людям путь к святости, путь к обожению. "Личная встреча с уникальной и неповторимой личностью Богочеловека переменила ход всей мировой истории. Меняет эта встреча и каждую отдельную человеческую жизнь, придаёт ей подлинный смысл и наполнение". Как отличительную черту православного образования Церковь рассматривает его личностный характер, встречу личности преподавателя с личностью ученика. Образцом служат отношения Христа с его учениками. Последователей своих Господь называл учениками и весь мир покорил не силою власти и принуждения, но силою учения, предлагавшегося с кротостью и любовью. Так учили в монастырях, на протяжении мн. столетий бывших центрами православного образования. Из личностного характера обучения естественно вытекает духовная конкретность каждого слова. Проповедь Христа обращена к уникальному и неповторимому, к высшему в человеке - образу Божию в нём. Вот где корни метода образования, исторически утвердившегося в православной школе на Руси. Обезличивание, деперсонализация образования развились на Руси с 18 в. на общем фоне утверждения этатистских концепций и "штандартов". В советской образовательной системе с 30-40-х гг. стали сильны антиличностные тенденции, стремление расчеловечить, превратить человека в послушный винтик тоталитарного механизма. Иные современные, но непричастные жизни рассуждения об общечеловеческих гуманистических ценностях не могут скрыть очевидного факта, что и теперь в ученике и студенте нередко видят бездушную информационную машину, в которую закладывается сумма каких-то знаний без ясного понимания целей и задач образовательного процесса и даже с пренебрежением к душе человеческой. Для православного образования всегда было безусловным приоритетом опережение рационально-информационного обучения морально-нравственным. Необходимо личное вхождение человека в Церковь, его подлинное воцерковление по мере духовного возрастания. Человеку предоставлена Богом свобода воли, но хорошо, если он не задерживается на периферии собственного бытия - у ограды храма. "Научение жизни в Боге и в жизни по совести и есть то, что происходит в человеке при его вхождении в Церковь". Важнейший принцип православного образования - нравственное начало - следование заповедям Христа. Их сущность кратко изложил сам Господь: ""Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 37-40). Детей надо учить делам любви. Сызмальства их следует приучать думать и заботиться о других (см. также Заповедь любви). Обретение цельности человека не может не быть обретением духовной свободы, Божественной энергии, сосредоточенной в этой свободе. Подлинная свобода человека только в открытости его своей собственной глубине, в освобождении от власти греха. Христианская педагогика немыслима без пробуждения глубоко заложенного в человеке чувства греха. Необходимо с детства воспитывать в человеке способность к противлению злу и в первую очередь гнездящемуся в нашем "Я". Обретение цельности человека, его свободы невозможно без очищения души, горницы, где должен обитать Бог. Православный человек всегда видел в вере своей ту жемчужину, для приобретения которой благоразумный муж должен был распродать всё своё состояние. "Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 4,17). От понимания жизни как подвига проистекает нравственный аскетизм Православия. Всё содержание православных молитв и обрядов предполагает восхождение от силы в силу. Однако никогда православная жизнь не была мрачной и угрюмой. Только в "нерушимом мире совести, в неукоснительной чистоте души и сердца" человек способен обрести совершенство, образ и подобие Божие, по которым он сотворён. "Там, где нет мира в душе, владычествуют разделения, приходят в разорение дома, развращаются нравы и гибнут целые государства". Совершенство человека и мир душевный раскрываются в пробуждении в нём творческой силы. Православный подход к познанию мира обусловлен не примитивным и греховным любопытством, не дерзостным стремлением вырвать у природы её тайны, а естественным желанием жить и творить в гармоническом равновесии с нею. Особую важность имеют принципы православного образования для России. Во всей российской истории именно православие оставалось нравственной основой воспитания и образования. С точки зрения Православной Церкви, одной из задач стало преодоление разрыва двух культур, духовной и светской, единство которых было насильно прервано. "Необходимо просвещение светом истины Христовой и воспитание церковного народа, а также людей, стоящих вне ограды Церкви, но взыскующих правды жизни".