РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ - Учебные заведения и педагогическая мысль в русской эмиграции после 1917. Эмиграция рос. граждан шла несколькими волнами. Наиболее крупной была первая волна (с начала 1918 до 30-х гг.). Большинство эмигрантов надеялись вернуться в Россию и для детей организовывались русские общеобразовательные и профессиональные учебные заведения. Наличие учебных заведений было одним из факторов относительной стабилизации эмигрантской жизни и формирования специфической русской культуры. Представители 2-й (с 1944), 3-й (60- 80-е гг.), 4-й (90-е гг.) волн эмиграции стремились с целью адаптации дать образование детям в национальных учебных заведениях стран пребывания. В 20-е гг. сформировалось несколько центров русской эмиграции: во Франции (гл.о. в Париже), Чехословакии, Болгарии, Югославии, Константинополе, Германии, США, Китае (гл.о. в Харбине). По разным оценкам, школой было охвачено от 10 до 50% всех детей эмигрантов. Наиболее массовым был поток эмигрантов в 1920 с Юга России. В Турцию удалось эмигрировать в полном составе 4 кадетским корпусам и 2 женским институтам (Донской и Харьковский) и в неполном составе нескольким женским гимназиям. Большинство т.н. беженских школ смогли начать занятия лишь в 1921-22 с помощью правительств иностранных государств и русских зарубежных организаций. В финансировании иностранная помощь составила 79% (76% государственная и 3% частная) и из русских источников 21% (5% из оставшихся средств царской фамилии и 16% - частные пожертвования). Финансовую помощь распределяли гл.о. Рос. земско-городской комитет (председатель кн. Г.Е. Львов, до 1926), Рос. общество Красного Креста (председатель П.Н. Игнатьев), Толстовский фонд (А.Л. Толстая, С.В. Рахманинов, С.В. Панина). Помощь также оказывали Общество помощи детям русской эмиграции, Общество просвещения беженцев из России, Союз академических организаций (Париж). Материальное и правовое положение русских школ наиболее благоприятным было в Чехословакии, где правительство полностью содержало все русские учебные заведения. Правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославии) и Болгарии оказывали постоянную помощь, правительства мн. других стран Европы, хотя и не оказывали помощи, но и не препятствовали деятельности эмигрантских учебных заведений. Единый административный орган управления образованием Р.з. отсутствовал. Организации, играющие координационную роль, располагались в Праге: Педагогическое бюро по делам средней и низшей русской школы за границей (1922, председатель президиума В.В. Зеньковский), Объединение русских учительских организаций за границей (1923, председатель А.В. Жекулина; входило 11 профсоюзов из разных стран); предметные комиссии при Русском педагогическом кружке (1924, председатель С.И. Карцевский; разрабатывали учебные программы). Действовали также общественные организации: Союз русских педагогов средней и низшей школы в Чехословакии, Объединение русского учительства в Финляндии, Общество преподавателей русских учебных заведений в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. В 20-е гг. проводились съезды русских учителей (1-3-й в Праге; 4-й в Белграде и 5-й в Софии), издавались журналы: в Праге - "Русская школа за рубежом" (1923-29, ответственные ред. - К.И. Шульц, С.И. Гессен, Карцевский и др.; издание прерывалось), "Бюллетень педагогического бюро по делам средней и низшей русской школой за границей" (1923-27, ред. Зеньковский); в Белграде - "Вестник Союза русских педагогов в королевстве СХС" (1-я половина 20-х гг.); в Харбине - "Вестник Маньчжурского педагогического общества" (1922-23), "Вопросы школьной жизни" (1922, изд. Союза учителей Китайско-Восточной железной дороги). В середине 20-х гг. в Чехословакии, Югославии и Болгарии насчитывалось 16 начальных (590 учащихся), 26 средних (ок. 5 тыс. учащихся) школ, а в странах Западной Европы (исключая бывшую территорию Российской империи) - 11 начальных (св. 500 учащихся) и 6 средних (св. 700 учащихся) школ. Создавались школы за счёт частных пожертвований. Например, во Франции действовала русская гимназия в Париже (1920, осн. по инициативе М.А. Маклаковой и ряда педагогов при поддержке великой княгини Марии Павловны и Общества просвещения детей беженцев из России, директор В.Б. Недачин). В Великобритании, Бельгии и Швейцарии самостоятельных школ не было, но работали кружки при церковных приходах. В США осуществлялось только дополнительное образование в приходских и частных школах. В 1920 создан "Русский народный институт" в Нью-Йорке (ректор профессор И.И. Петрункевич) со школой, готовившей к поступлению в американские высшие учебные заведения. Восточный центр русской эмиграции находился в Китае (Харбин): с 1920 действовали педагогическая секция, 20 гимназий (7 частных) и учебные заведения Китайско-Восточной железной дороги (13 низших и 2 высших начальных училища, гимназия, коммерческое училище), вузы - Харбинский политехнический (наиболее известный), педагогический, юридический, Св. Владимира, Северо-Маньчжурский университет и консерватория (в 1954 русская колония покинула Китай, колонисты вернулись на Родину или эмигрировали в другие страны). В наиболее тяжёлом положении оказались русские учебные заведения в государствах, образовавшихся на территории бывшей Российской империи, - Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Польше, Бессарабии (до 1940 в составе Румынии). В этих государствах школы содержались только на пожертвования (некоторую поддержку оказывало правительство Финляндии), проводился курс, направленный на их ликвидацию, учителя должны были сдавать экзамен на знание государственного языка, им запрещалось занимать административные должности. Русские школы охватывали от 1% детей в Польше до 9% в Литве. 30% учащихся эмигрантских школ составляли сироты, вследствие пережитых потрясений дети имели слабое здоровье и неустойчивую психику. Ок. 65% подростков были вынуждены работать, чтобы обеспечить своё существование, однако большинство учащихся отличалось большой работоспособностью и желанием продолжать образование. Педагогический состав русских школ имел высокую квалификацию (университетское образование) и большой педагогический опыт, однако русские учителя получали значительно меньшую зарплату, чем их коллеги. Наибольшее число русских учителей преподавало в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (374), Болгарии (310), Финляндии (126), Чехословакии (109). Средние образовательные школы ориентировались на подготовку учащихся к поступлению в университеты. Обучение осуществлялось по модернизированным программам, разработанным в ходе реформы российского просвещения под руководством Игнатьева в 1915-16. Наиболее крупные педагоги Р.з.: Зеньковский, Гессен, С.Ф. Русова и др. Русские учебные заведения в эмиграции играли важнейшую нравственную роль, сохраняя традиции русской культуры. Организовывались также профессиональные учебные заведения и различные курсы для взрослых. В Праге функционировали: Русский педагогический институт им. Я.А. Коменского (с 1923 директор С.А. Острогорский) для подготовки инспекторов для русских школ (2 года обучения; преподаватели - С.Н. Булгаков, Гессен, Зеньковский, А.А. Кизеветтер и др.), русский юридический факультет в Пражском университете (декан П.И. Новгородцев), Русский институт сельских кооператоров и др. Из 15470 студентов в эмиграции продолжили обучение 8155 человек (в Чехословакии и Югославии 5400 студентов имели стипендии). Духовным центром эмиграции стал Православный богословский институт им. Преподобного Сергия Радонежского (1925, Париж), при нём был создан религиозно-педагогический кабинет. В 1949 открыты Высшие женские богословские курсы. В институте возникло русское христианское студенческое движение. С начала 30-х гг. мн. эмигранты потеряли надежду на возвращение в Россию и стали отдавать детей в местные школы. Многие эмигрантские школы прекратили деятельность. К концу 30-х гг. ликвидированы координационные центры. После 2-й мировой войны для большинства семей главным стало воспитание детей как граждан страны, в которой они проживают. Последняя русская гимназия в Париже закрылась в 1961. Дети современных эмигрантов имеют возможность получать дополнительное образование в общественных воскресных русских школах.