О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТРУДОВАЯ ШКОЛА

ТРУДОВАЯ ШКОЛА - направление в педагогической теории и практике педагогики конца 19 в. - 1-й половины 20 в. В трудах педагогов 17-18 вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой деятельности в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями детей. И.Г. Песталоцци впервые связал мотивацию труда с природой ребёнка, а сам труд рассматривал как важнейший элемент обучающего воспитания и педагогически организованной среды. К аналогичным выводам пришёл и Ф. Фребель. Опыт использования физического труда накопили в конце 18 в. - начале 19 в. представители филантропизма. В середине 19 в. развернулось движение за внедрение учебного труда в общеобразовательную школу - активизм. Сторонники мануализма (введения ручного труда) У. Сигнеус (Финляндия), Р. Зейдель (Швейцария) и другие добились введения в народных школах ручного труда. Широкое распространение получили французская (Ж. Фонтень) и шведская (О. Саломон) системы обучения ручному труду. Психолого-педагогическое объяснение мануализму дал Х. Шерер (Германия). Другим заметным течением Т.ш. был профессионализм, развивавшийся в значительной степени под влиянием идей Г. Кершенштейнера, который выступал за организацию практического труда и выработку у учащихся "целесообразно направленных" навыков. Однако идея профессионализма противоречила осн. задачам общеобразовательной школы и не получила распространения. На рубеже 19-20 вв. идеи активизма получили психолого-педагогическое обоснование в экспериментальной педагогике (Э. Мейман). Другой представитель этого течения, В.А. Лай, сформулировал принципы "школы действия" (педагогика действия). Европейские педагоги-эксперименталисты обосновали важнейшие идеи Т.ш.: о связи мысли ребёнка с его двигательной активностью, о роли представлений и восприятия в процессе обучения; о соотношении практических работ с теоретическим обучением. Д. Дьюи разработал модель Т.ш., представлявшую оригинальный вариант активизма и прагматистской педагогики. Практическую реализацию эти идеи получили в методе проектов, Дальтон-плане и других системах обучения. В России проблемой взаимосвязи труда и воспитания начал заниматься К.Д. Ушинский. К 1884 был разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России". По инициативе одного из его авторов И.А. Вышнеградского ручной труд стал учебным предметом в народных училищах. В дальнейшем на съездах по техническому и профессиональному образованию утверждалось, что осн. задачей ручного труда является не обучение ремеслу, а достижение подлинных образовательных целей. За основу системы обучения ручному труду был принят т.н. шведский "слойд", но отечественные педагоги- мануалисты К.Ю. Цируль, Н.В. Касаткин, Н.П. Столпянский разработали свою оригинальную систему обучения, основанную на изготовлении учащимися предметов не по готовым "моделям", а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам. В начале 20 в. ручной труд был введён в более чем 900 учебных заведениях России; к его преподаванию допускались лица со специальной и педагогической подготовкой. Параллельно предпринимались попытки профессионализации народной школы, начатые ещё в 60-е гг. 19 в., но организация начальной ремесленной подготовки в начальных училищах принципиально отличалась от идеи ручного труда. В начале 20 в. идеи Т.ш. пропагандировали сторонники свободного воспитания, а также С.Т. Шацкий, П.И. Христианович. Идеи Т.ш. содержались в проекте реформы образования под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева (1915). В советской педагогической теории Т.ш. рассматривалась как практическая реализация идеи К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом в политехническом образовании, которое понималось как знакомство в теории и на практике с осн. элементами различных отраслей производства. Советская общеобразовательная школа получила название единой трудовой школы (ЕТШ), а "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы" (1918) объявляли труд основой школьной жизни. Проблемы Т.ш. разрабатывали Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.Г. Калашников, А.А. Фортунатов и др. В 20-е гг. получила распространение концепция монотехнического образования, разработанная О.Ю. Шмидтом и деятелями Главпрофобра. Большинство руководителей Наркомпроса РСФСР её отклоняли. Однако в условиях тяжёлого положения страны были снижены возрастные ограничения для получения профессионального образования до 15 лет, а в 1924 Коллегия Наркомпроса приняла решение о профессионализации 2-го концентра школы II ступени (8-й и 9-й годы обучения). В 20-е гг. в научно-педагогической секции ГУСа была также разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине 20-х гг. была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы. В конце 20-х - начале 30-х гг. в связи со сменой руководства Наркомпроса начался пересмотр содержания и методов работы школы. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина выступили за слияние школы с производством (школа должна была выполнять функции организации и планирования этого процесса на основе метода проектов) (см. Отмирания школы теория). Однако эти эксперименты отрицательно сказались на образовательной подготовке учащихся. В 1931 было принято Постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе", жёстко регламентировавшее деятельность школы на десятки лет и практически упразднившее все демократические достижения школы. Школа ориентировалась на подготовку учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. Школы прикреплялись к различным предприятиям, создавалась сеть мастерских при школах. В 1937, несмотря на протесты мн. педагогов, Наркомпрос отменил трудовое обучение как самостоятельный предмет. Подобная односторонняя ориентация школы сказалась к середине 50-х гг., когда выпускники школы, не поступившие в высшие учебные заведения, фактически не были подготовленными к работе на производстве. В 1958 был принят "Закон об укреплении связи школы с жизнью". В его основе лежал принцип соединения обучения с производительным трудом, а гл. задачей школы вновь объявлялась подготовка к общественно полезному труду, повышение уровня политехнического образования. Средняя школа становилась 11-летней, получив название общеобразовательной трудовой политехнической. Старшая ступень обучения (9-11-е классы) была профессионализирована. Во 2-й половине 60-х гг. стало ясно, что реформа потерпела неудачу, но в целом система образования продолжала развиваться в русле Т.ш. В школьной реформе 1984 была предпринята попытка синтеза общеобразовательной школы с профессиональной, также оказавшаяся бесперспективной. В 90-е гг. сложилась концепция политехнической Т.ш., обеспечивающей теоретическую и практическую допрофессиональную подготовку учащихся. Важнейшие элементы системы: ручной труд на начальной и средней ступенях обучения, различные виды производительного труда на средней и старшей ступенях, формирование политехнических знаний, широкое применение активных методов обучения. С 2001 в рамках реформирования и обновления системы образования осуществляется постепенный переход к 12-летней общеобразовательной школе, однако идея Т.ш. в этой реформе ещё не получила теоретического обоснования.