ТУРИЗМ
ТУРИЗМ - детский и юношеский, вид активного отдыха, одна из форм дополнительного образования детей. Т. способствует физическому воспитанию, восстановлению сил учащихся. Тесно связан с краеведением. В России детский и юношеский Т. появился в середине 19 в. в виде экскурсий и прогулок на природу. В начале 20 в. туристские походы являлись одной из активных форм работы со скаутами (см. Скаутизм). В 1918 при Наркомпросе РСФСР было организовано Центральное бюро школьных экскурсий в Москве (в 1921 реорганизовано в опытно-показательную базу Наркомпроса). Т. носил познавательный характер и знакомил учащихся с историей страны. В 1932 открылась Центральная экскурсионно- туристская станция Министерства просвещения РСФСР, затем республиканские и областные станции. В 30-е гг. Т. был ориентирован на организацию полезной общественной деятельности учащихся (например, поиск полезных ископаемых и др.). Наиболее массовые формы (многодневные походы, экспедиции и т.п.) Т. носил в 60-80-е гг. в рамках деятельности Всесоюзной пионерской организации и ВЛКСМ. С 1998 Центром детско-юношеского туризма Министерства образования РФ разработана программа туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество". Туристскую деятельность осуществляют св. 550 центров, станций юных туристов, туристских отделов домов (дворцов) детского творчества, туристских баз, школьных музеев. В зависимости от цели выделяют Т. познавательный (посещение исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей), спортивный (участие в различных соревнованиях по видам туристской техники), любительский (охота, рыболовство, отдых на природе). Осн. виды: пешеходный (с 12-13 лет; для детей младшего возраста организуются пешие прогулки и экскурсии протяжённостью 1-3,5 км), лыжный и водный (с 13-14 лет), горный (с 13 лет), велосипедный (с 14- 16 лет), спелеотуризм (походы по подземным пещерам, с 14-16 лет). Осн. формы туристской работы: экскурсии, прогулки, походы, экспедиции; кружковая работа (секции, клубы, общества), массовые мероприятия (слёты, соревнования) и пр. В зависимости от продолжительности и протяжённости маршрута различают походы 1-3-й (разрешены для школьных групп) и 1-5-й категорий сложности. Важнейшие условия - охрана здоровья детей и соблюдение техники безопасности и правил поведения во время похода. Педагоги и организаторы туристской работы несут полную ответственность за жизнь и воспитание детей во время туристского мероприятия. Важные условия успешного Т.: правильное определение маршрута с учётом возраста участников и природных особенностей, подбор оборудования, организация режима, питания, подготовка учащихся к походу (физическая закалка, обучение приёмам первой медицинской помощи и пр.). На подготовительном этапе учащиеся знакомятся с маршрутом, природой, историей и культурой края, который предстоит посетить, осваивают туристскую технику (умение поставить палатку, разжечь костёр и т.п.). Во время похода учащиеся часто ведут поисково-краеведческую работу, выполняют задания музеев, научных обществ и пр. Инструктивно-методическую помощь образовательным учреждениям оказывает Центр детско-юношеского туризма, с которым сотрудничают ведущие учёные и педагоги, органы образования, станции юных туристов и другие организации.