УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел древнерусской письменности. Представлен дидактическими жанрами (11 - начало 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучительные беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У.л. носит название "Слово". Широкое распространение на Руси У.л. получила после принятия христианства (988). Воспитанию человека, живущего по моральным принципам, закреплённым текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов Церкви 4-8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Извлечения из творений отцов Церкви, их "слов", поучений, бесед составили содержание ранних сборников У.л. Древнейшим дошедшим до нас образцом её можно считать "Изборник великого князя Святослава 1073 года", переведённый с греческого на древнеславянский язык в Болгарии при царе Симеоне (конец 9 - начало 10 вв.). На славянской почве возник нравственно-дидактический "Изборник 1076 года", посвящённый решению вопроса "как христианам жить". В нём помещено "Слово некоего отца к сыну", побуждающее к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание и наказание от отца к сыну" в "Домострое". Популярным на Руси сборником был "Златоструй", включавший "слова" и поучения Иоанна Златоуста (в т.ч. приписываемые ему) и "слова" других отцов Церкви. В 11-14 вв. на Руси формировались сборники т.н. уставных чтений, в которые входили поучения, полемические и торжественные "слова", в т.ч. "Пчела". Широко распространённым был "Измарагд" (изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и нескольких редакциях. Например, 2-я редакция книги, предназначенная для домашнего чтения, наряду со "словами" отцов Церкви включала произведения древнерусских писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также практические советы по бережному отношению к книге. Отдельное "слово" в сборнике посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека. С 11 в. произведения У.л. создавали епископ Новгородский Лука Жидята, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий - автор 11 дидактических произведений, и др. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произведениях Климент Смолятич (середина 12 в.). События 13 в., связанные с монголо-татарским нашествием, отразил в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский. Свой вклад в окончательное падение монголо-татарского ига внёс Вассиан Рыло, архиепископ Ростовский, направивший своё знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III, в котором побуждал князя к активным действиям. В 15 в. расширился круг переводной У.л., куда входит полный перевод философско-дидактических творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника и др. Большую работу по собиранию "святых книг, которые в Русской земле обретаются", предпринял митрополит Макарий, по инициативе которого в 30-40-х гг. 16 в. были созданы "Великие Четьи-Минеи", а также сборник "Златоструй" (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церковной литературы 16 в.). С середины 17 в. У.л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях. Печатались новые переводы творений отцов Церкви. Епифаний Славинецкий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских") и его современник Симеон Полоцкий были создателями мн. учительных и торжественных "слов" и ориентировались на западноевропейские традиции, проникавшие в Россию. В них развиваются барочные идеи ("жизнь есть сон", "помни о смерти"), использованы образы античной мифологии, поставлены философские проблемы и пр. Барочные традиции получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Приверженцем греческой, византийской традиции, противостоявшей латинской образованности, был Епифаний Чудовский, произведения которого отличает простота изложения. В своих произведениях он обращает внимание на положение нищих, обездоленных, призывает людей к милосердию, состраданию. Важную роль в развитии У.л. на рубеже 17-18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своём творчестве русскую православную культурную традицию с западноевропейской учёностью. Частью его литературного наследия стали проповеди, в которых он осуждал невежество и пьянство, прославлял просветительскую деятельность Петра Великого. Гл. его труд - "Минеи-Четьи" (1684-1705), основу которых составили "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, дополненные из западноевропейских источников. С учительными целями были написаны также драмы "Рождественская" и "Успенская" (см. Школьный театр). В начале 18 в. У.л. приобрела новые качества гражданской политической речи, что проявилось в творчестве Феофана Прокоповича и отчасти Стефана Яворского.