ФИЛАНТРОПИЗМ
ФИЛАНТРОПИЗМ - филантропинизм (нем. Philantropinismus, от греч. philаntr:opos - друг человека), педагогическое течение, возникшее в Германии в конце 18 в. под значительным влиянием идей французского Просвещения и в первую очередь Ж.Ж. Руссо. Представители Ф. - И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман и другие - ставили своей задачей коренное изменение существующей системы воспитания и обучения. Гл. недостаток учебной работы они усматривали в господстве зубрёжки и вербализма в отрыве содержания обучения от реальной жизни. Филантрописты стремились связать обучение с жизнью, природой, сделать его приятным и радостным. Для реализации этих идей были созданы филантропины - своеобразные школы- интернаты; первый был открыт в 1774 Базедовым в Дессау и предназначался в основном для детей состоятельных родителей, т.к. за содержание и обучение детей взималась высокая плата. Принимались и дети бедных родителей за счёт благотворительных пожертвований. Курс обучения предусматривал возможность дальнейшего обучения пансионеров в университете. Изучались новые языки, а также греческий и латинский, философия, курс морали, математика, естествознание, география, история, музыка, рисование. Значительное внимание уделялось ручному труду - ремесленному и сельскохозяйственному. Предусматривались экскурсии, прогулки, большое место уделялось физическим упражнениям. В филантропине Зальцмана в Шнёпфентале (открыт в 1784) в учебный план включались археология, бухгалтерия и счетоводство и другие курсы, предусматривалось изучение дисциплин по выбору учащихся с целью подготовки к продолжению образования или избранной практической деятельности. Педагогические идеи и опыт филантропистов использовали в конце 19 в. сторонники нового воспитания. В России реализация идей Ф. началась в 1768. Педагогическая система Базедова привлекла внимание имп. Екатерины II. На осуществление его проектов были пожертвованы значительные средства. Однако к концу 70-х - началу 80-х гг. 18 в. стало ясно, что филантропин не может служить образцом для организации школьного образования в России, но интерес к методам преподавания отдельных предметов Екатерина II сохранила и в 1784 пригласила в С.-Петербург сподвижника Базедова, создателя оригинальной методики преподавания иностранных языков Х.Г. Вольке. В 80-х гг. 18 в. методика Базедова использовалась в Главном немецком училище Св. Петра (Петершуле) в С.-Петербурге. Значение актуального педагогического знания "метод Базедова" стал терять уже в начале 19 в. по мере распространения в России идей и педагогических сочинений И.Г. Песталоцци, а затем - Э. Белла и Дж. Ланкастера (см. Белл-Ланкастерская система). Представления о Ф. связывались в кругах русского общества гл.о. с именами Базедова, реже Ф. Рохова, Вольке и Й.Г. Кампе. Были восприняты лишь отдельные методические стороны этого педагогического течения. Теоретические работы представителей Ф. в России не издавались. Сочинения филантропистов, опубликованные на русском языке в конце 18 - начале 19 вв., относятся исключительно к детской и учебной литературе. В 19 в. были переведены некоторые произведения Зальцмана и Рохова.