О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Фа Фб Фв Фг Фд Фе Фж Фз Фи Фй Фк Фл Фм Фн Фо Фп Фр Фс Фт Фу Фф Фх Фц Фч Фш Фщ Фъ Фы Фь Фэ Фю Фя
 

ФРУСТРАЦИЯ

ФРУСТРАЦИЯ - (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство), психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. В отличие от Ф., внутренние преграды на пути удовлетворения потребностей (например, возникающие в результате борьбы мотивов) описываются как внутриличностный конфликт. Сила Ф. зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Чаще всего реакцией на состояние Ф. является раздражительность или гнев, переходящий в аффект. Возможен "уход" от реальной ситуации в область фантазий, грёз. Иногда происходит т.н. регрессия - переход к более примитивным формам поведения. Возникновение Ф. не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний человека неизбежно приводят к невозможности решить те задачи, которые он перед собой опрометчиво ставит. Появляются неуверенность в себе, в своих силах, стремление уклониться от любых проблем; ведущим становится мотив избегания неудачи. Ситуации и состояния Ф. часто возникают в учебно-воспитательном процессе. Причиной Ф. могут быть неудачи в усвоении учебного материала, высказанное учителем порицание, наказание ребёнка родителями в форме лишения ребёнка ч.-л. очень желательного, и др. Частая или длительная Ф. может привести к негативным изменениям в характере ребёнка, к возникновению неврозов, к закреплению форм агрессивного поведения. Использование в воспитании фрустрирующих приёмов должно быть редким и обдуманным. Устойчивость к Ф. связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни. Поэтому решающим фактором в повышении устойчивости ребёнка к Ф. являются формирование у него системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли и эмоций.