О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учёбу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин). Первые вечерние общеобразовательные школы появились в Западной Европе в 18 в. В 20 в. по мере распространения всеобщего школьного обучения В.о. стало использоваться гл.о. в профессиональном образовании (в т.ч. и высшем), повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования взрослых. В СССР В.о. применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодёжи к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях. В 30-х - начале 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7- и 8-летнего всеобуча. С 1919 создавались вечерние техникумы и училища, отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 появились специализированные вечерние вузы. Содержание обучения и основные виды занятий были едины для вечерней и дневной форм обучения. В 50-60-х гг. появились заводы-втузы, где чередовались очная (дневная или вечерняя) форма обучения и работа на производстве. С конца 60-х гг. доля В.о. в системе образования стала снижаться. Зачисление на В.о. осуществляется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приёма. Преимущество при зачислении, как правило, предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в учебном заведении специальности. Для успешно обучающихся предусмотрены льготы: предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачётов и экзаменов. Предусмотрены также возможности перехода успевающих вечерников на дневную форму обучения. В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось: 3 самостоятельных вечерних государственных вуза и 216 вечерних отделений при вузах (в государственных вузах обучалось 228 тыс. чел., в негосударственных - 31 тыс. чел.); 47 средних профессиональных вечерних учебных заведений и отделений при них (в них обучалось 86 тыс. чел.). С 1962 В.о. введено в системе профессионально-технического образования: были созданы специальные вечерние (сменные) ПТУ и отделения при дневных училищах для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, занятых на производстве.