О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало педагогического процесса; одна из важнейших и наиболее древних проблем педагогического знания; проблема культуры образования и конкретной жизни человека. В.п. - предпосылка и средство осуществления педагогической политики, будь то школьная политика, семейная политика или частная, например политика отца в семье по отношению к сыну. В.п. выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. В.п. - инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна - побуждающая к действию, другая - производящая его. Иногда обе стороны - субъект и объект власти - совмещаются в одном лице ("Учитесь властвовать собой" - А.С. Пушкин). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т.п.). "Полем власти" может быть личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т.д. Во всех своих "полях" В.п. наделена единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т.п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух формах - потенциальной и реальной. Потенциальная, не проявившаяся власть не менее существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не проявившейся В.п. оказывает на её потенциальные объекты (человек, группа, общество) сильное дисциплинирующее и организующее воздействие, в некотором отношении не менее сильное, чем реально действующая власть. В.п. обладает авторитетом, в ней заложен желаемый результат образования, воспитания, обучения. Власть складывается как система функций из: проектирования деятельности; анализа конкретной ситуации; определения стратегии и частных тактических задач; профилактики отклоняющегося от норм поведения; надзора и пресечения (репрессивная функция); присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми, интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т.д.); распределения этих ресурсов - мер доверия, соглашений и т.д. В.п. разделяется на две формы: легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т.п.) и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера группы и т.п.). Обе формы власти могут принимать противоправный характер. Содержательная типология власти строится по различным признакам: по степени институционализации - правительственная, муниципальная, внутришкольная и т.п.; по количественному признаку (который имеет весьма существенные качественные особенности) - единоличная, олигархическая (власть сплочённой группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по режиму - демократическая, авторитарная, деспотическая, бюрократическая и т.п.; по применяемым средствам - насилие, авторитет, убеждение и т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др. Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа. Они взаимодействуют, как и два типа личности - склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей власть. Оба типа объективно необходимы. Психология власти, её глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы изучаются бихевиоризмом, педологией, неофрейдизмом и др.