О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ва Вб Вв Вг Вд Ве Вж Вз Ви Вй Вк Вл Вм Вн Во Вп Вр Вс Вт Ву Вф Вх Вц Вч Вш Вщ Въ Вы Вь Вэ Вю Вя
 

ВЛЕЧЕНИЕ

ВЛЕЧЕНИЕ - динамический процесс, при котором некоторое возбуждение, давление подталкивают организм к к.-л. цели. При этом цель или объект не конкретны; В. скорее фиксирует общую направленность движения и невозможность противостоять импульсу. Психологическое состояние В. - неосознава- емый этап формирования потребности. Представленная в нём потребность либо не развивается, угасает, либо, становясь осознаваемой, реализуется в форме конкретного желания, мечты и т.п. В. стимулирует деятельность человека, придаёт ей определённую направленность. Патология В. характерна, в первую очередь, для аномальных, психопатических личностей. Различают импульсивные В., направлен- ные на достижение объективно неприемлемых целей (пиромания, клептомания), и расстройства на уровне инстинктов, в первую очередь сексуального влечения (гомосексуализм, садизм, мазохизм, фетишизм, нарциссизм и др.). Импульсивные В. носят непреодолимый характер, они реализуются без попытки внутреннего сопротивления. К расстройствам В. на инстинктивном уровне относятся и нарушения пищевого В. (булимия, анорексия, полифагия, полидипсия). В. может носить контрастный характер, в этих случаях оно противоречит конкретной реальной ситуации и морально-этическим установкам личности. В. отличается от инстин- кта. Наряду с внешними возбуждениями, от которых субъект может укрыться или защититься, существует и постоянный прилив возбуждения из внутренних источников. В процессе В. различаются источники, объект, цели и сила влечения. Исследование различных форм детской сексуальности опровергает обыденное мнение, согласно которому сексуальное В. имеет точную цель и объект. Точно также и любое иное В. характеризуется многообразием и раздробленностью своих целей. З. Фрейд определял влечение как "пограничное понятие между психикой и соматикой", и все проявления В. он сводил к противопоставлению Голода и Любви, а затем Любви и Вражды.